Больше, чем конкурс

В актовом зале районной администрации 28 марта прошел заключительный очный тур муниципального конкурса «Директор года» в системе образования, возобновленный после долгого перерыва.

В нем приняли участие руководители четырех образовательных организаций района – Максим Верёвкин (Кудряшовская школа № 25), Ирина Вьюгова (Толмачёвская школа № 61), Маргарита Найданова (Издревинская школа № 58) и Галина Фёдорова (Железнодорожная школа № 121). В таком определенном жребием порядке они и выступали при выполнении четырех конкурсных заданий очного тура. Оценивало их выступления компетентное жюри: заместитель главы Новосибирского района Сергей Носов, начальник районного управления образования Юлия Кузнецова, директор Краснояровской школы № 30, районный депутат Ирина Бессарабова, заместитель директора управления образования и молодежной политики г. Бердска Константин Кипа и начальник районного отдела дошкольного и общего образования Ольга Лесина.

На конкурс в качестве своеобразной группы поддержки также пригласили несколько молодых директоров школ района, чей руководящий стаж менее двух лет. Потенциально это будущие участники «Директора года» – явления, о чем уже говорилось, не нового, но, как показала практика, крайне полезного и даже необходимого. А значит, очередному конкурсу точно быть. Есть возможность «развернуться» в полную силу, привлечь большее количество участников, наполнить программу новым содержанием и так далее. Так что от «первой ласточки» после семилетнего перерыва зависело очень многое. Взлетит она высоко – интерес к ее полету возникнет сам собой, естественно. Нет… Но такой вариант даже не предполагался – в итоге «ласточка» действительно взлетела. Заканчивая же тему молодых директоров из «группы поддержки», можно сказать следующее: более заинтересованных зрителей, как губка впитывающих опыт своих старших коллег, в том числе и по умению держать себя на публике в условиях конкурсной борьбы, надо было еще поискать.

Первое задание – «Визитная карточка». Максим Верёвкин задал тон, представил себя как руководителя, районного депутата, человека, отца, гражданина, патриота своей страны. Уверенности ему не занимать. Сомнений не то что в выборе профессии (здесь все конкурсанты были на равных), а, скорее, в стратегии развития образовательной организации, в достижении поставленных целей, в том, что он находится на правильной стороне, воспитывая тех, кто не предаст интересы державы, – никаких. Основа всему – безусловно, солидный опыт работы в качестве руководителя, постоянно совершенствуемые, корректируемые методы которой проверены на прочность временем и, конечно, результатами. Не менее выигрышная позиция в этом плане, как и в плане уверенной, точно акцентированной подачи материала, была и у Ирины Вьюговой – та же продуманная, выверенная концепция своей «Визитной карточки», опирающейся на достижения образовательной организации в разных направлениях, на личностный фактор. В общем, было и что сказать, и как сказать. Интересными получились «Визитные карточки» и у Маргариты Найдановой и у Галины Фёдоровой. Привлекли импульсивная подача материала у Маргариты Найдановой (объяснялась она не только волнением конкурсантки, но и ее открытостью, «распахнутостью» по отношению к окружающим, за что, собственно, ее и любят дети и педагоги) и честная – у Галины Фёдоровой. Никакого желания представить себя исключительно в выгодном свете, сгладить свой сложный путь в профессии тут даже не просматривалось. Общее у всех конкурсантов – предельная искренность и отсутствие каких-либо фальшивых ноток, «игры на публику».

В этом плане следующее задание – «Управленческий проект», думается, центральное в конкурсе, просто «продолжило» те тенденции, которые обозначились в «Визитной карточке». Максим Верёвкин связал развитие своей образовательной организации с федеральным проектом «Школа министерства просвещения России», что в идеале предполагает функционирование школы полного дня, где общее образование тесно увязано с дополнительным, составляет единое целое, как, к слову, и обучение с воспитанием. За этим кроются реалии. В поселке Кудряшовский, как, впрочем, и в селе Толмачёво будут точно построены новые школы. Без достаточно широкого образовательного пространства представить «школу будущего», скажем так, трудно.

Ирина Вьюгова так представила свой проект: «В настоящее время в учреждениях образования возрастает роль и значение системы управления, способность принимать стратегически правильные решения. Управленческая команда, на мой взгляд, – уникальный ресурс, который необходим для успешного развития. В связи с этим я бы хотела предложить вашему вниманию управленческий проект “Командная работа – одно из условий эффективного руководства образовательной организации”».

Схожее направление – проект «Команда образования» – представила Галина Фёдорова. Вся разница в том, что в Толмачёвской школе были условия для создания такой команды и она, действительно, была сформирована и успешно действует, осталось доработать ряд деталей, пусть и очень важных. В Железнодорожной же школе таких условий (в основном из-за кадровых проблем) пока нет. Поэтому председатель жюри Сергей Носов предположил, что конкурсантке, возможно, следовало бы выбрать другую тему, ту, где школа уже добилась определенных успехов.

Тут, кстати, выявилась одна особенность нынешнего конкурса, который получился «больше, чем конкурс» и временами напоминал хороший обучающий семинар или экзамен. Члены жюри задавали вопросы участникам, причем не только уточняющие, но и «проблемные», более того, давали рекомендации, советы… Хорошо это или не очень? Хочется ответить так: не знаю, как в спорах, но то, что в открытом неформальном обсуждении проблемных вещей, непростых моментов сможет родиться истина – совершенно точно. Четвертая конкурсантка, Маргарита Найданова, сделала ставку на внеурочную деятельность в воспитательном процессе и, думается, не прогадала – ярких достижений у Издревинской школы на этом пути, включая шахматный «всеобуч» и трогательную заботу детишек и их наставников о местной жемчужине – реке Издревая, немало. За любым проектом, таким образом, должна стоять реальная жизнь, реальные дела.

В конкурсном задании «Решение управленческих ситуаций» особенно впечатлила, можно даже сказать, блестяще проявила себя Ирина Вьюгова. По жребию ей попалась ситуация, связанная с обучением цыганских ребятишек в школе. А их в 61-й школе – 25, в свое время даже был целый цыганский класс. Ирине Геннадьевне не надо было придумывать, что с этим делать, как быть (исходя из того, что все члены цыганской диаспоры живут по своим законам), она точно знала как – за плечами у нее была богатая практика, и членов жюри, думается, вполне удовлетворили исчерпывающие ответы конкурсантки.

Коллективную дискуссию, посвященную теме современных тенденций в сфере образования (четвертое задание), в основном вели Максим Верёвкин и Ирина Вьюгова, и тут, следует заметить, было гораздо больше точек сходства, чем расхождений. Коллеги с полуслова понимали друг друга.

Концовка мероприятия была показательной. Все его участники, включая молодых руководителей, не могли удержаться от слов благодарности в адрес друг друга за полученный опыт, за интересные идеи, за удовольствие от общения. Открытого выражения чувств никто не стеснялся – в конце концов, все же здесь свои, все коллеги, значит, поймут. А выиграла конкурс, стала «Директором года» Ирина Вьюгова.

Юрий Малютин, фото автора