Легкое бремя верности

В этом году у Валентины Николаевны Асташовой удивительным образом совпали три события – личный юбилей 17 мая, через два дня 40-летие совета ветеранов с. Криводановка, который она возглавляет, и может быть, самое главное – 50-летие брака с Григорием Ивановичем Асташовым, супруги в окружении детей и внуков (а как иначе?) 5 октября должны «сыграть» свою золотую свадьбу.

Семья Асташовых – очень дружная. Дети давно уже свили свои семейные гнезда: у первенца Романа крепкий брак (он явно идет по стопам родителей), у дочери Светланы жизнь также устроена. Но поскольку Криводановка стала для всех одним большим домом, встретиться как в будни, так и по праздникам – никаких проблем. Да и работа рядом. Роман трудится мастером на песчаном карьере в Марусино, Светлана – в Криводановской сельской администрации. Сама Валентина Николаевна отдала почти четверть века административной работе в сельсовете: сначала в качестве специалиста, а потом и заместителя главы – при трех главах поселения. В общем, пересекающихся линий не одна и не две. Кстати, хочешь понять, удалась ли твоя жизнь – посмотри на свои отражения в детях. Если найдешь черты фамильного сходства не только во внешности, но и в характерах, в поступках, в отношении к жизни, к людям, к работе, разумеется, ответственном, значит, всё в порядке. Чувство внутреннего удовлетворения будет поддерживать тебя всегда и всюду.

Культура нас связала

А ведь в начале – если «отмотать жизненную пленку» лет этак на 50 назад – ничего, казалось, не предвещало именно такого развития событий. Уроженка Быстроистокского района Алтайского края Валентина Асташова, окончив Барнаульское культпросветучилище по специальности «Режиссер народного театра», была направлена на клубную практику в родной район. «Первый секретарь нашего райкома партии принял меня и задался вопросом, куда меня определить – может, в мое родное село? Нет, зачем в свое-то, в свое не поеду, надо ведь в чужое, возразила я, – вспоминает Валентина Николаевна. – Ну, может, тогда в районный ДК? Там всё хорошо, всё есть. “А что тогда я там буду делать?” – возник у меня новый вопрос. Остановились в итоге на селе Верх-Озёрном, где в клубе было “далеко не всё”, а, главное, нужны были люди моей профессии. На это согласилась сразу – туда и поехала. Вот такие были представления о жизни тогда».

Тут не столько проявил себя возраст нашей героини, сколько само время: молодые люди (наверное, лучшие из них) трудностей не то что не избегали, а буквально напрашивались на них, искали их. Ну, разумеется, сказался и характер самой Валентины, чуждый боязни новых испытаний, новых впечатлений, желающий шагать по жизни, а не плестись по ней в полноги. Так поразившие в свое время Асташову строчки Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться! // Чтоб в ступе воду не толочь, // Душа обязана трудиться // И день и ночь, и день и ночь!» стали своего рода её жизненным принципом.

«Меня определили на квартиру – я жила у бабушки, – продолжает Валентина Николаевна, – всё было по-человечески; назначили заведующей Домом культуры. Поскольку я закончила режиссерский факультет, то сразу начала ставить спектакли. Когда принимала дела, познакомилась с Гришей. Он зашел в кабинет (а там было всё, вплоть до раздевалки) так по-хозяйски, взял баян из-под стола. Я ему: «Почему вы так себя ведете?» А девчонки мне: «Это дядя Гриша, он играет на баяне». Ну, Гриша так Гриша, играет так играет… А потом как-то стали помогать друг другу. Он не работал в ДК – трудился слесарем, я его «переманила – взяла на ставку баяниста… Вот так всё и получилось… Вообще он очень хороший парень, добрый, порядочный. И до сих пор он такой. Мы подружились, тем более что работали рядом, вместе. Дружили-дружили, и он как-то мне говорит: «Ну, сколько ты можешь жить на квартире? Давай, выходи за меня замуж». Зачем, ему говорю, нам и так с тобой хорошо. Нравимся друг другу – зачем непременно замуж?.. С год, наверное, прошло до свадьбы. День был дождливый, ненастный, а на душе – светло, праздник…

И опять, не то что Валентина была такой уж наивной – скорей, в самом хорошем смысле слова, наивным было время. Я разговаривал не с одной парой «золотоженов» района. С годик походить, подружить, присмотреться другу к другу, так что порой и в душу исподволь заглянуть, – да святое дело! А то ведь не то что до «золотой» – до деревянной свадьбы не дотянешь! И все же в основе всего всегда лежала и будет лежать любовь, без нее о совместной жизни и речи не могло быть. Никто из «золотоженов», с кем я беседовал, не отрицал этого факта. Но вот в чем загадка: у многих людей это чувство, вспыхнув ярким факелом, постепенно гаснет, сходит на нет, а у других оно не иначе как чудом остается, просто переходит в иное качество. Наверное, тут уместно такое сравнение: бурная быстрая речка, миновав горные пороги, превращается в тихую реку, но от этого не теряется, не сужается – нет, становится лишь шире и полноводней, отмывая до белизны песок на окрестных берегах. И уж до моря-океана точно дотечет. Вся штука в том, что свою судьбу Асташовы выбирали не поодиночке, а оба и враз, глядя в глаза друг друга. Как поется в песне, которую пел Ободзинский, «только не отводи, только не отводи глаз». Словами можно солгать, глазами солгать невозможно. Главное, чтобы было понимание в браке, считает Валентина Николаевна, всё остальное – разные там недомолвки-размолвки… Без них, наверное, не обойтись, но, может, для того они нам и даны, чтобы понять, что для тебя самое важное, а что нет? Стоит супругам остаться наедине в тишине после рабочего дня – все наносное куда-то уходит, забывается, остается чистый остаток – такая белая жемчужина жизни. Какой смысл в браке, если этого нет?

Новые повороты

Казалось, всё определилось, всё есть: устроенная личная жизнь, любимая работа, понимание родных. Но чего-то явно не хватало. Может, самостоятельной жизни, своего угла, более широкого спектра возможностей? Самым крутым поворотом по этой причине, стал, наверное, переезд в Криводановку в 1976 году, где с год назад открылся крупнейший свиноводческий комплекс, который возглавил Анатолий Частикин, будущий глава Новосибирского района. Будучи людьми деревенскими, Валентина и Григорий тяжелой работы не боялись – оба устроились на комплекс, она – оператором по уходу за животными, он – слесарем. И мечты стали сбываться. Через полгода получили однокомнатную квартиру в криводановском микрорайоне – да это же просто счастье (потом было и расширение, улучшение жизненных условий). Организаторских, лидерских качеств Валентине Николаевне было не занимать, они в ней были, кажется, заложены изначально. Ее избрали депутатом районного Совета депутатов. Вместе с Анатолием Григорьевичем Частикиным, также районным депутатом, ездили на сессии Совета. Следующий жизненный этап – работа секретарем комсомольской организации свинокомплекса, которая насчитывала 120 человек. Можно было бы «подзадержаться» на этой должности, но Валентина Николаевна посчитала, что когда тебе тридцать, «комсомольскую эстафету» надо передавать другим. А между тем времена наступали тяжелые. На пороге стояли лихие 90-е. В том, что организаторские способности Асташовой оказались востребованными и она была приглашена на работу в сельскую администрацию, наверное, если разобраться, нет ничего удивительного. Мы выбираем – нас выбирают. Валентина Николаевна много потрудилась над развитием ставшего ей родным села; вела, помимо других обязанностей, и социальную работу, включая работу с ветеранами. А потом пришло время, и сама возглавила местную ветеранскую организацию. Это был новый вызов – и она его приняла. Кого-то другого сейчас в этой роли в Криводановке представить трудно.

И ведь культура, в принципе, никуда не «ушла» – и для нее, и для Григория Ивановича. В криводановском ДК Валентине Николаевне вновь посчастливилось поработать по своей специальности, а супругу со своим другом-баяном на долгие годы стать аккомпаниатором народного ансамбля русской песни «Родники» в том же ДК. Жизнь сложилась таким образом, что жалеть о чем-то, в общем-то, нечего. А если чего-то не успели – есть кому продолжить. Но лишь при одном условии: если родительский принцип «быть верным себе и быть верным другому – это одно и то же» будет соблюден свято.

Юрий Малютин, фото из личного архива Валентины Асташовой