Больше не надо прятаться по подвалам
Месяц назад фельдшер Сосновской участковой больницы Вера Дружинина вернулась из зоны специальной военной операции. Вместе с добровольцами из других регионов она оказывала помощь военнослужащим и жителям Мариуполя. В интервью нашей газете Вера Олеговна рассказала о поездке, коллегах, работе на освобожденных территориях.
– Вера Олеговна, как и почему вы решили отправиться на СВО?
– Всегда хотела быть военным врачом, оказывать медицинскую помощь в зоне боевых действий. Почему? Именно там, в экстремальной ситуации человек показывает на что способен, свой профессионализм. Хотелось проверить себя. Увидела сообщение, что в зону СВО требуются медработники. Поняла: вот шанс показать, на что способна. Собрала документы и через отдел кадров отправила их в министерство здравоохранения Новосибирской области. Спустя время меня закрепили за Федеральным центром медицины катастроф, и в апреле вылетела из Новосибирска в Анапу работать в приемно-сортировочном отделении госпиталя – прежде чем попасть в зону спецоперации, все прибывшие трудились там.
– Коллеги удивились вашему решению поехать на спецоперацию?
– Еще бы. Когда узнавали, спрашивали: «Вы хорошо подумали? Командировка опасная!» Но я такой человек – если что-то решила, то довожу до конца.
– В чем заключалась ваша работа в отделении?
– Я и коллеги принимали раненых солдат, обследовали, оказывали бойцам первую помощь и затем распределяли по специалистам. Работали практически без отдыха, принимали минимум 200 человек в день. У медработников и на гражданке график порой ненормированный, а тут и говорить нечего.
– К слову о коллегах, много было врачей-добровольцев?
– Много, в основном из Зауралья. На помощь армии приехали специалисты из Иркутска, Красноярска, Алтая, с Сахалина. Горжусь, что работала с такой командой. Они профессионалы в своем деле. В один из дней мой коллега хирург спас молодого солдата, у которого открылось кровотечение во время обследования. Счет шел на минуты, парня отвезли в операционную, остановили кровотечение, сделали все необходимое, чтобы он выжил.
– А как с медикаментами, оборудованием?
– Прекрасно. Коллектив обеспечили всем необходимым.
– А после Анапы вы отправились в Мариуполь?
– Да, через два месяца. В центре города развернули палаточный городок, где мы принимали и лечили пациентов. Я исполняла обязанности педиатра и терапевта. Со мной работали хирург, врач УЗИ, офтальмолог, травматолог, невролог. В день к каждому обращалось по 40–60 человек. Их обследовали, брали анализы, выписывали рецепты, а при необходимости госпитализировали, например, с онкологией, кровотечением.
– Каким вы увидели Мариуполь? Город сильно пострадал?
– Целых зданий по пальцам можно пересчитать. Рядом с «Азовсталью» разрушено практически все, сильно пострадал и частный сектор. Из населения остались в основном пенсионеры, инвалиды. Кто в силах был, помоложе – эвакуировались. Сейчас город активно восстанавливается, строятся новые дома, здания. Но чтобы Мариуполь обрел прежний вид, нужно еще много времени.
– Как местные жители встречают нашу армию, медработников?
– Люди рады, что кошмар закончился и больше не надо прятаться по подвалам. Страшно представить, что пережили мариупольцы. На медицинском приеме многие плакали. Люди прошли девять кругов ада. Они неделями сидели в подвалах под обстрелами полуголодные, без медикаментов. Многие лишились документов и жилья. Мы старались успокоить пациентов, говорили, что теперь все будет хорошо, самое страшное позади. Иногда местные приносили в благодарность фрукты и овощи. Одна жительница после приема зачитала собственное стихотворение о битве за Донбасс и подарила мне текст. Я привезла его домой. Четыре листочка в линейку с аккуратным почерком. Сколько в этих строках боли: «На полях вместо посевов – мины, а Донбасс – в руинах и крови».
– Была хоть пара свободных минут во время работы?
– Да, в Мариуполе график был более нормированный, нашлось место и отдыху. Вместе с коллегами съездили на рыбалку, потом в дружной компании отметили День медработника.
– Домой добрались без приключений?
– Доехала спокойно. Днем собрала вещи, попрощалась с коллегами и поехала на вокзал, а несколько дней спустя была в Новосибирске. Передохнула немного и на работу.
– Возвращаетесь к мирной жизни…
– Ненадолго, готовлюсь к новой командировке. Но в этот раз хочу отправиться именно на линию фронта. Не важно куда – на Донбасс, в Запорожье. Везде нашим бойцам нужна помощь.
Беседовал Владислав Кулагин, фото предоставлены Верой Дружининой