Крепкая традиция
Долгая совместная жизнь случайной не бывает. А именно такую жизнь и прожили Николай Николаевич и Зоя Александровна Черкасовы из Плотниково, отметившие в этом году золотую свадьбу.
А вот неожиданностей при первом знакомстве золотоженов – хоть отбавляй, и даже трудно поверить, что это где-то было «запрограммировано» или, лучше сказать, заложено и в их личных судьбах, и в общей судьбе. Надо же было Зое вместе с родственниками выйти на прогулку в этот день ближе к вечеру на одну из улиц в Чулыме, а Николаю, недавно вернувшемуся из армии, где он служил в погранвойсках, в это время проезжать по этой самой улице на мотоцикле. Не мчался, видимо, а именно ехал, причем не спеша, а то и вовсе приостановился. Иначе как бы смогла Зоя (а было ей 19 лет тогда) обратиться к мотоциклисту с просьбой – не то в шутку, не то всерьез – прокатить ее. Лица Николая, по ее собственному признанию, она видеть в этот момент не могла, поскольку он был в шлеме. Вот уж действительно говорят: от судьбы не уйдешь, причем в самом положительном смысле этого выражения. Катались, наверное, с час. А потом Коля (он, кстати, был на год старше) пригласил Зою в кино.
Дальше события развивались стремительно. Уже через месяц в дом Булдаковых, родителей Зои – Александра Афанасьевича и Нины Тимофеевны – пришли от Черкасовых сваты. Могли ли даже вообразить они, сами, кстати, прожившие 50 лет в законном браке, что дочь повторит их судьбу? Могла ли подумать об этом и лучшая подруга Зои, тоже Зоя (совсем скоро она с мужем также сыграет золотую свадьбу)? Да и сама Зоя Александровна? Лишний раз убеждаешься в верности поговорки: скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. Разве что в этом случае необходимо будет к «друзьям» добавить еще и «родителей». Столь же крепкая семья была и у Черкасовых, родителей Николая.
В конце лета 1973 года сыграли свадьбу. Зоя из отпуска на место своей работы в Туркмении, где трудилась по распределению радистом-метеонаблюдателем после окончания Новосибирского ГПТУ № 7, уже не вернулась. Крутой семейный поворот заставил искать другие профессиональные пути-дорожки. Но вряд ли было большое сожаление по этому поводу. Зоя пошла работать на Чулымский маслосыркомбинат, позже, отучившись в Омском техникуме, получила профессию мастера-технолога молочного производства. К слову, и получение первой профессии лишним в жизни потом не оказалось. Вновь пригодилась она уже в Плотниково, куда семья переехала в 1987 году – Зоя Александровна устроилась на работу радистом в воинской части, где и трудилась до выхода на пенсию. А что касается Николая, то у него вообще руки золотые, за что ни возьмется – всё у него спорится. Работал слесарем на том же комбинате в Чулыме (он из тех людей, кем дорожат – что на производстве, что дома), а в Плотниково – слесарем в домоуправлении в военном городке.
С этими военными городками оказалась связана не только жизнь обоих супругов, но и их детей – дочки Татьяна и Светлана вышли замуж за военных и, кстати, прожили уже со своими вторыми половинами считай что три десятилетия. Так что традиция долгой совместной жизни вполне может продолжиться и в следующем поколении. Живой пример перед глазами – он очень много значит, воспитывает сам по себе, без лишних слов и поучений. «Любовная лодка разбилась о быт», – написал в свое время Маяковский. Но вот Черкасовым так удалось устроить свой быт – читай: решить квартирный вопрос, – что их «любовная лодка» могла без особых препятствий плыть по просторам семейной жизни, не опасаясь как надводных скал, так и подводных рифов. Только месяц супруги жили с родителями Николая, а дальше – свое жилье: дом, квартира, а уж как следует обустроить его, умения, желания и сил у них всегда хватало. Ну а то, что «лодка» была «любовной», а не какой-то еще, сомневаться как-то не приходится, основываясь хотя бы на мнении самих золотоженов.
К слову, не приходилось еще в районе встречать тех из них, которые бы отрицали любовь как таковую, особенно в первой фазе отношений. Этой фазы хватает, чтобы крепко-накрепко привязать людей друг к другу, соединить их душевными узами, так что легче сохранять их, чем взять и вдруг разорвать, если что-то, бывает, пошло не так. Люди за достаточно короткое время настолько привыкают быть вместе – что дома, что на работе, как в случае с Черкасовыми, – что друг без друга уже не могут. Так было по молодости, так было в средний период жизни, так происходит и сейчас. «Ходим вместе не только в гости, – говорит Зоя Александровна, – но даже на рыбалку. Природа, костерок – это ведь так здорово!» В двухкомнатной квартире в военном городке в Плотниково «одиночество вдвоем» супругам явно не грозит, пусть и без дела они никогда не сидят: были дети, потом внуки Антон и Евгений, внучка Полина, теперь вот правнук Тимофей. К тому же вместе с супругами живет мама Николая, Валентина Ивановна. Если какое семейное торжество, какой праздник – так непременно все вместе, обычно на даче, где собирается одна большая семья и места хватает всем.
Так скрепить эту семью – нужно еще суметь! Вроде ничего особенного для этой цели Черкасовы и не делали – просто жили душа в душу со всеми членами семьи, разделяли радости и заботы каждого, как свои – и получили желаемое. А ведь, если вдуматься, это и есть любовь – любовь, передаваемая по наследству. Ответ Зоя Александровна и Николай Николаевич получили на собственной золотой свадьбе. Она была просто потрясающей – и по искренности чувств всех собравшихся, и по размаху, и по разным задумкам, и по пониманию того, что жизнь прожита не зря. Только не надо думать, что такое отношение распространяется исключительно на «своих» – Черкасовы в ладу и с соседями, и со всеми односельчанами. Их уважают, потому что они привыкли уважать других. А все начинается с семьи, где терпение, уважение друг к другу, умение прощать стало нормой жизни. Так просто, не правда ли?
Юрий Малютин, фото из личного архива Черкасовых