На киносеансы приходили всем селом
Поход в кинотеатр в выходные или будничным вечером – один из любимых способов провести свободное время. Да, сегодня у нас и в домах немаленькие телевизоры, и онлайн-сервисы позволяют сразу увидеть киноновинки. Но кинотеатр – это особая атмосфера, возможность пообщаться с друзьями, обсудить, обменяться впечатлениями и даже назначить свидание. Так что люди и сегодня с удовольствием ходят в кинотеатры, что уж говорить о советских временах, когда не было столько развлечений, популярность такого досуга просто зашкаливала.
О чень любили киносеансы и в Новосибирском районе, а у истоков становления киносети в муниципалитете стоял Леонид Матвеев. В юбилейный для района год Леонид Петрович рассказал нашей газете свою историю.
В 30-е годы прошлого века, чтобы посмотреть кинофильм, жителям Новосибирского района приходилось ждать у себя кинопередвижку. Это специальный автомобиль, грузовик, оснащенный портативной киноустановкой (проекционным аппаратом), бензиновым электрогенератором мощностью около 1,5–2 кВт, переносным экраном, свернутым в рулон. Таких машин в районе было три, они ездили по селам и деревням. Водитель, он же чаще всего и киномеханик, в местном клубе или просто на открытой площадке собирал кинопроектор, вешал на стену экран – и пожалуйста, сельчане смотрели фильмы.
В 1960 году начальником управления культуры Новосибирской области назначили Николая Романовича Чернова. На первом совете отделов управления начальник кинофикации Л.К. Бородулин внес предложение о необходимости расширения возможностей кинопоказов. «Пока мы настроим клубы, оснастим их, подготовим кадры – пройдут годы, – сказал тогда Бородулин. – Есть более быстрый путь. Надо привести высокую культуру в село немедленно. Это можно сделать с помощью кино!» Так родилась областная программа под названием «План сплошной кинофикации Новосибирской области», в дальнейшим одобренный Министерством культуры РСФСР. По плану предполагалось к домам культуры каждого райцентра и каждому сельскому клубу (в тех селах, где клуб был) пристроить киноаппаратную. Центральные усадьбы колхозов, совхозов оснастить стационарными киноустановками, а в сельские местности три раза в неделю отправлять кинопередвижки. Эта идея была воплощена и в Новосибирском районе.
В то время отдел культуры Новосибирского района возглавлял Павел Сергеевич Шаталов, а районную киносеть – фронтовик Пётр Иванович Делей. В районе было в наличии 45 киноустановок. Через каждые два дня доставлялись фильмы на две программы – для взрослых зрителей и детей. На киноустановках работало много семейных пар, например, в с. Барышево – Шкадовы, на ст. Сокур (тогда входил в состав района) – Артемьевы, в Толмачёво – Осокины, п. Мичуринский – Матвеевы, с. Мочище – Черепановы. Несмотря на тяжелую киноаппаратуру, в районе работало много женщин: в Ленинском – Урюмцева, Скажутина, Красномайском – Липская, п. РВ-76 – Бегляк, Элитном – Захарова и другие.
Пётр Делей руководил киносетью до 1970 года, потом он был назначен директором кинотеатра «Победа». С 1970 по 1982 год сменилось три начальника. В 1982 году руководство киносетью Новосибирского района было возложено на Леонида Матвеева.
Леонид Матвеев окончил училище киномехаников в 1959 году. Обслуживал кинопередвижки, работавшие в Мошковском и Болотнинском районах. В 1967 году переехал с семьей в Новосибирский район. Леонида Петровича вместе с супругой направили на отстающую киноустановку в пос. Мичуринский. Клуб, бывшая церковь, находился в запущенном состоянии. Постоянно менялись директора, киномеханики. С приходом Матвеевых начались перемены. Они своими силами изготовили рекламные стенды, на которых анонсировали фильмы. При поддержке управления культуры Новосибирской области в зрительном зале вместо скамеек установили кресла. Леонид Петрович с супругой ходили по организациям, школам, детсадам, приглашали сельчан на киносеансы. Проводили массовые мероприятия: кинопанорамы, киновечера, кинопраздники, киносеансы, посвященные передовикам производства. В итоге киноустановка Мичуринского заняла первое место в области по вовлеченности жителей. Газета «Советская Сибирь» и районная газета «Приобская правда» писали о работе киномехаников Матвеевых, а Новосибирская киностудия сняла о них фильм, который показали по телевидению. В 1970 году Президиумом Верховного Совета СССР Леониду Матвееву присвоена медаль за доблестный труд. Леонид Петрович дважды избирался депутатом местного совета.
На смену обычным фильмам пришли широкоэкранные. Клуб в Мичуринском не позволял их показывать. Леонид Петрович провел реконструкцию киноаппаратуры, был изготовлен и установлен большой киноэкран. Это позволило сельчанам смотреть широкоэкранные фильмы. За добросовестный труд и ответственное отношение к делу Госкомитет Совета министров Госкино СССР присвоил Леониду Матвееву почетное звание «Шеф-киномеханик». Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден медалью «За трудовое отличие».
В 1979 году в Мичуринском построили новый клуб. Здесь Матвеевы развернули большую работу, связанную с кинематографом. Организовывали встречи с режиссерами, актерами по разным направлениям, для школьников готовили показы «Литературные герои на экране», проводили кинолектории для тружеников села. Был создан первый в области детский кинотеатр «Россинка», ученики 5–6-го класса обслуживали детские киносеансы. Ученица 6-го класса была награждена путевкой в лагерь «Артек». На базе киноустановки проводились районные и областные семинары. Леонид Петрович постоянно участвовал в областных и районных соревнованиях «Лучший по профессии» и занимал призовые места. Президиумом профсоюзов ВЦСПС в 1975 году Матвееву присвоено звание «Отличник кинематографии», Леонида Петровича и еще восемь человек направили на 18-й съезд работников культуры, который проходил в Москве в Колонном зале Дома Союзов.
В 1982 году Матвеев окончил Ленинградский кинотехникум и перешел на работу в Новосибирскую районную дирекцию киносети. Накопленный опыт работы в Мичуринском он переносит на киноустановки муниципалитета. На этой должности он проработал 10 лет. Богатый опыт работы и хорошее знание своего дела позволили Леониду Петровичу вывести район на лучшие позиции в области. Выполнялись плановые задания по обслуживанию зрителей, проводились массовые мероприятия: кинофестивали, киновечера, кинопанорамы. В 1992 году Леониду Матвееву как технически грамотному специалисту предложили возглавить Областную киноремонтную мастерскую, которая занималась приобретением новой киноаппаратуры, установкой, ремонтом и наладкой. В 1991 году коллектив кинотеатра им. Маяковского избирает Леонида Матвеева на должность директора. А через пять лет, когда кинотеатр становится частным, Матвеев переходит в управление «Киновидеопроката» начальником отдела по кинообслуживанию области. В 1995 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Кроме того, Матвеев пять лет возглавлял профсоюз Новосибирского отдела культуры и киносети, в течение 15 лет был членом совета Обкома профсоюза работников культуры. Исполнительный комитет Федерации независимых профсоюзов России в 2005-м наградил Матвеева юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России». В 2011 году в возрасте 70 лет Леонид Петрович ушел на заслуженный отдых, отдав районному и областному кино более 50 лет.
«Сказать, что кино любили в советское время – ничего не сказать, – вспоминает Леонид Матвеев. – Это был главный досуг советского человека. На киносеансы приходили почти всем селом. Показ шел дважды в день: утром – детские фильмы, вечером – для взрослой аудитории. Дети приходили классами по очереди, просто клуб в Мичуринском был небольшой и всех бы не уместил. Для ребят часто транслировали фильмы по литературным произведениям. Показывали в основном отечественные киноленты или из стран соцблока. Но были и зарубежные. Особенно любили индийские фильмы, прямо столпотворение было. Ну, на премьерах всегда было столпотворение. Еще показывали документальные фильмы об экономических, научных, спортивных достижениях нашей страны, много было фильмов о людях, о человеке в профессии. В общем, не зря кино считалось в советское время важнейшим из искусств, которое открывало человеку целый мир».
Подготовила Татьяна Кузина, фото из личного архива Леонида Матвеева