Охота на «Тигров»

В годы Великой Отечественной войны Павел Иванеко служил в танковых войсках, был командиром орудия. Вместе с экипажем юноша освобождал Польшу и Германию. Этот рассказ – об одном из самых тяжелых боев сибиряка. Из него он и сослуживцы вышли победителями и обратили врага в бегство.

На фронт Павел Иванеко попал семнадцатилетним парнем. Защищать Родину юношу из села Утянка Доволенского района призвали в 1943 году. Тогда вместе с ним на войну ушли еще 170 человек, но лишь нескольким было суждено вернуться домой. Еще вчера сибиряк трудился в колхозе «Красный фронтовик», а семь месяцев спустя стал командиром орудия. За войну он сменил несколько боевых машин, был на волоске от смерти, но спасала выучка и верные товарищи. Много пережил сибиряк на фронте, но бой, который экипаж Т-34 выдержал в феврале 1945 года в Польше, запомнил навсегда.

Советские танки пошли в наступление. Но то ли разведка недоработала, то ли другая какая причина, но оказалось, что участок хорошо пристрелен гитлеровцами. Восемь наших танков осталось на поле боя. Уцелели лишь три машины. «Выбросить дымовую шашку!» – звучал приказ командира Михаила Тратникова. Гусеницы и башню моментально окутал черный дым. Немцы решили, что и этот подбит. Отстреливаясь, Т-34 начал выходить из опасной зоны под прикрытием дыма. Бойцы выбросили еще две шашки. Но немцы быстро сообразили, что происходит. Артиллерия дала несколько залпов, выбила у танка три катка. К счастью, гусеницы остались целы, экипаж вывел машину на исходную позицию, чему удивились даже опытные бойцы. Погода помогла танкам замаскироваться. Небо затянуло черными свинцовыми тучами. Повалил густой снег, началась настоящая пурга, сравнимая с сибирской. Немцы двинулись вперед. Шла пехота и несколько «Тигров». «Что делать? Бить лобовую броню бесполезно. Враг не остановится, а себя обнаружишь», – размышлял командир Михаил Тратников. Приняли решение выждать, когда немцы подойдут ближе. Об этом Тратников сообщил Павлу Иванеко, командиру орудия. Маскировка сработала, наши оставались незамеченными. «Ну, давайте ближе, еще ближе», – шептал Павел. Когда до позиции оставалось 150 метров, «Тигр» зашел под углом 45 градусов, прозвучала команда: «Подкалиберный заряжай!» Громкий выстрел разорвал зимний воздух. «Тигр» загорелся, за ним последовал второй. Немцев охватила паника, они побежали во все стороны. Весь экипаж представили к наградам. Командир орудия Павел Иванеко удостоился ордена Отечественной войны. Впоследствии сибиряк был награжден медалью «За взятие Кёнигсберга».

После победы Павел Лукич вернулся домой в Утянку. Отдыхать бойцам было некогда. В селах после войны остались только дети, женщины, старики и инвалиды. Павел Лукич всю жизнь проработал на маслосырокомбинате. Сначала трудился в сливкоотделении, а со временем стал мастером-маслоделом. За одну смену выпускали до девяти тонн продукта высшего качества, который уходил в государственный резерв. За труд Павла Лукича отметили орденами Ленина и Дружбы народов. Довелось даже стать участником Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Сибиряк получил бронзовую медаль и диплом почета за трудовые успехи. Сложилась у Павла Лукича и личная жизнь. Вместе с супругой Александрой Васильевной фронтовик воспитал двоих сыновей, двух дочерей. В 1993 году ветеран переехал в Кудряшовский. Жил вместе с дочерью, зятем и внуком. Ушел из жизни 1 апреля 2011 года.

– И родные, и коллеги вспоминают Павла Лукича как очень доброго человека и профессионала своего дела, – отметила дочь ветерана Надежда Ермакова. Свои качества он передал детям. В семье всегда теплые, доверительные отношения. Когда отец приезжал в Утянку, односельчане его тепло встречали, интересовались, как дела. Павел Иванеко оставил о себе добрую память.

Подготовил Владислав Кулагин, фото предоставлено Кудряшовской библиотекой