История семьи в каждой вещи
В селе Толмачёво за обычной калиткой находится дом, где прошлое не пылится на чердаке, а живет в каждой вещи. Хозяйка этого дома – Мария Демчук, у нее для старого самовара, бабушкиной прялки и детских валенок нашлось не просто место, а почетная роль быть хранителями памяти.
Коллекция старинных вещей, начавшаяся с бабушкиных «сокровищ», теперь занимает целую комнату. После того как не стало бабушек, Мария с супругом стали бережно собирать принадлежавшие им предметы: тканные вручную половики, ложки, самовар, швейную машинку. Переезжая с места на место, они везли этот бесценный груз с собой, не в силах расстаться.
«Первыми были половички и ложка, – вспоминает Мария. – Бабушка Поля и прабабушка Ганна, которую я еще застала, сами ткали, красили шерсть. То, как они мыли и выбивали эти коврики, навсегда в моей памяти. Для меня очень важно соприкасаться с этими вещами, как будто общаюсь с бабушками. Они трогали их руками, пользовались, и через это я чувствую связь поколений. Наши семейные реликвии – это святое».
Идея собирать коллекцию переросла в нечто большее. В доме решили отвести под нее целую комнату. Увлечение Марии поддержали муж и дети. Супруг передал в общий музей свою коллекцию игрушечных машинок, сын – собранные еще в школе значки и ордена. Музей стал по-настоящему семейным делом.
Друзья и родственники, видя такое трепетное отношение, тоже стали вносить свою лепту. Кто-то отдавал старые вещи, кто-то специально привозил раритеты. Так в коллекции появились керосиновая лампа от друга из Краснозёрского, коллекция телефонов от знакомых, сервиз и статуэтки от хороших приятелей. Сегодня в домашнем музее Марии Демчук несколько сотен экспонатов. Пройтись по нему – словно совершить путешествие во времени.
Вот на стене висят те самые половики, сотканные бабушкой, а рядом – швейная машинка, на которой она любила шить и вышивать. Вот полка с посудой: тарелки, подстаканники, которыми пользовалась семья, и сифон для газированной воды. Особое место занимает скромная ложка. «Она самая дорогая, – говорит Мария. – Ей кушала бабушка, и мне, ребенку, разрешали ей кушать».
В коллекции есть целый детский уголок: распашонка с этикеткой 1989 года, крошечные носочки, цигейковая шуба, резиновые сапоги 1981 года, валенки и конверт на выписку, какими пользовались раньше. Есть старинный подгузник. Есть и своя «кухня»: чугунок во дворе, утюг, мясорубка, маленький пылесос. Телевизор, бритва, лыжи, фильмоскоп, расшитые рушники и наволочки.
Везде чувствуется рука собирателя: коллекция открыток, которую начала сама Мария, 30 томов Большой Советской Энциклопедии 1976 года выпуска от друзей, радиоприемник и фотоаппарат в кожаном чехле, подаренный одной «бабулечкой», как ласково называет их Мария. Елочные игрушки, плойки, альбомы, старинные коробки со спичками, бутылка спирта, детский сок в жестяных банках.
«Почему я это делаю? Я отдаю дань уважения семейным ценностям, – объясняет Мария. – Когда-то не будет и меня, и я смогу передать это дальше. Дети уже включились, им интересно».
Пока музей открыт только для домашних. Но Мария стала делиться своей коллекцией в социальных сетях, выкладывая фотографии экспонатов. Видя это, друзья и родственники стали передавать на хранение в музей и другие экспонаты. Многие вещи ждут, когда Мария с семьей заберут их из разных уголков Новосибирской области. Для нее это больше чем хобби, это живая нить, связывающая ее с предками, возможность прикоснуться к их быту, их жизни. И в каждой вещи, будь то ложка, половик или потертая корзинка, с которой бабушка бегала по грибы, живет история большой семьи, которую Мария Демчук бережно хранит.
Евдокия Ерофеева, фото автора






