Введение во храм

В начале рождественского поста, 4 декабря, Православная церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Событие, которое верующими отмечается как великий праздник, по словам митрополита Антония Сурожского, «внутреннее». Что это значит? Что оно само по себе, при всей значимости и символичности, является как бы вершиной айсберга, точкой, где совместились прошлое, настоящее и будущее.

Пресвятая Дева появилась на свет после нескончаемых молитв своих родителей. Молились они о даровании детей всю жизнь и долгие годы их не имели. А в те времена люди отличались от нас немногим, но существенным: во-первых, они жили в осознании реальности Бога и Его присутствия, а во-вторых, бездетность воспринималась тогда не просто как беда, а как Божий гнев за грехи. Бездетные супружеские пары, соответственно, были поносимы окружающими как грешники.

Иоаким и Анна были добрыми супругами, жили нелицемерно, но каждый мог поставить им в вину, что благочестие их показное, и раз нет явных грехов, значит, есть тайные. А как иначе объяснить, что они лишены Божьего благословения? Супруги поношения терпели и молитв не оставляли, а главное — не роптали и не вопрошали: за что? С полным доверием к Богу и Его промыслу они продолжали молить Его благословить их брак, намереваясь посвятить Дитя, если оно появится, Богу. Просимое было получено, и обещанное исполнено. Господь вознаградил и доверие, и долготерпение праотцев (так мы называем Иоакима и Анну), даровав им Ту, Кто стала вспоследствии Самой Царицей Небесной.

Родители, следуя своему обету, через три года привели Деву Марию в храм, чтобы оставить Её здесь навсегда. Что они испытывали в тот момент, мы не знаем, Предание доносит до нас лишь трогательные слова их благословения: «Иди, Чадо!» Только представим себе крошечное Дитя перед огромным величественным храмом, перед крутыми его ступенями, по которым Она поднимается одна, легко и без помощи, оставляя позади мать и отца, не оборачиваясь, не капризничая. «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную», — сказано в Евангелии от Матфея (19:29).

Временные рамки непостижимо и таинственно рассыпаются и совмещаются в этом событии. На паперти древнего храма Деву Марию встречает первосвященник Захария (в будущем — отец Иоанна Крестителя) и вводит Её в Святая Святых, куда он сам мог входить лишь единожды в году с жертвенной кровью, символизируя примирение взбунтовавшегося человека с Богом. Но через десять с небольшим лет именно от этой Пречистой Девы родится Христос Спаситель, а задолго до этого события Богоотроковица уже несёт в Себе Божественного Сына и Его невинную жертву в Святая Святых, чтобы навсегда примирить человека с его Творцом. Ветхозаветный Божий храм в этот день как бы обновляется — туда вступает трёхлетняя Дева Мария, уже имея в себе как прообраз Новый Завет.

И что самое непостижимое: душа каждого из нас вмещает и принимает все эти таинственные и необъяснимые, непонятные разумом вещи, просто потому, что она принадлежит не материальному миру, а вечности. Душа всегда тоскует по «чему-то высшему», и путь туда есть. Нужно только оказаться перед ступеньками рукотворного, вполне реального храма и войти.

Быть может, прежде губ уже родился шёпот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

(Осип Мандельштам)