Диалог на постоянной основе

В одном из классов средней общеобразовательной школы № 25 пос. Кудряшовский состоялось необычное совещание с участием представителей высшей школы, директоров образовательных организаций и главы района Андрея Михайлова.

Так что же такого «необычного» было в этом совещании? А то, что завершилось оно (начнем с конца) не очередным меморандумом или «протоколом о намерениях», а подписанием настоящего соглашения о сотрудничестве между администрацией Новосибирского района и НГПУ по решению проблемы подготовки педагогических кадров для наших школ.

Свобода выбора как свобода от обязательств

Эта проблема существует реально. На сегодняшний день, по словам руководителя Управления образования района Юлии Кузнецовой, в муниципальных образовательных организациях муниципалитета в преддверии нового учебного года остаются незакрытыми 85 вакансий — это только в общем образовании, а ведь есть еще и дошкольное (31 вакансия). Больше всего не хватает учителей русского языка, иностранных языков, нужны учителя информатики, математики, физики, истории и др. На совещание были как раз приглашены руководители тех образовательных организаций, в которых вопрос привлечения свежих педагогических кадров стоит наиболее остро. Это и Гусинобродская школа № 18 (директор Светлана Плотникова), и Толмачёвская школа № 61 (директор Ирина Вьюгова), Кудряшовская школа № 25 (директор Максим Верёвкин), Красномайская основная школа № 49 (и.о. директора Римма Мошкина) и ряд других. На самом высоком уровне была представлена высшая школа. Возглавлял делегацию ректор ведущего педвуза Сибири — НГПУ Алексей Герасёв, а вошли в неё руководители структурных подразделений педагогического университета — различных институтов практически по всем направлениям учебной деятельности.

Наши директора на совещании, естественно, не молчали — предметно обозначили свои кадровые проблемы и то, как они пытаются их решить, работая со студентами, будущими учителями, в индивидуальном порядке. У ряда руководителей заключены соглашения с так называемыми целевиками — студентами педагогического университета, обучающимися в рамках программы целевого обучения или целевой подготовки педкадров для сельских и городских школ. Программа финансируется из федерального бюджета, рассчитана на студентов-бюджетников, и поступить в вуз в её рамках более реально, чем, скажем, в обычном порядке, надо быть просто «привязанными» к тем или иным школам. Исходя из их заявок, собственно, и формируется целевой бюджет. Но вот в чем парадокс. Квоты по нему не выбираются. Некоторые студенты (особенно те, кто получил по результатам ЕГЭ высокие балы, а целевую программу использовал лишь в качестве подстраховки) «переобуваются на ходу»: зачем им школьное «крепостное право», когда можно поступить и так? А дальше, как говорится, свободный полет. Некоторые передумывают уже на стадии выпуска из вуза или его окончания. Так школа не досчитывается, казалось бы, «верных» кадров. Ну и на местах порой возникают разные казусы — то нагрузки молодому специалисту не хватает, то внимания — не прослеживается целенаправленная работа с ним во всё время учебы, то жилья нет или нормального жилья и так далее, а бывает, и место оказывается занятым — пока студент учился, подвернулся под руку хороший специалист, и предложить школе целевику больше нечего. Причин много, только вот кадровый голод по-прежнему остается.

Одним жильём вопрос не решить

Самое любопытное, что Новосибирский район ежегодно «дает» педвузу порядка 100-120 абитуриентов (выше цифры только в городе), но многие ли из них, получив по ходу учебы специальность, возвращаются в село, в родную школу или школу по соседству? Да будь иначе, прецедента для проведения подобного совещания просто бы не было.

Открывая пленарную его часть, глава района Андрей Михайлов сказал следующее: «Спасибо Алексею Дмитриевичу (Герасёву), спасибо коллегам из министерства образования за то, что нашли время и откликнулись на наше приглашение. Такие совещания нам необходимы. Проблема нехватки кадров — это проблема системы, причем не только системы образования, но и других сфер. Мы начинаем сдвигать её с мертвой точки путем предоставления жилья молодым специалистам. В этом году, в частности, мы предоставляем квартиру педагогу. Но причина не только в этом. Повторюсь, это системная проблема, и одним предоставлением жилья её не решить.

Как повернуться лицом к школе

«Системный сбой», по мнению ректора НГПУ, произошел тогда, когда вместе с советской эпохой «ушло» и обязательное распределение выпускников педвуза по школам — многие из них должны были отработать положенные три года в сельской местности. А взамен ничего равноценного предложено не было — вот и начался в школах кадровый голод. Целевое обучение — это своего рода аналог, пусть и пока «усеченный», той системы распределения. Альтернативы ему на сегодняшний день, в общем-то, нет. Внесенные в законодательство изменения еще в большей степени сближают его с бывшей системой. Более четко прописываются обязанности сторон, исключающие немотивированные отказы как со стороны студентов (педвуза), так и школ. Заключили соглашения — значит, обязаны отработать, но — в нормальных условиях, обеспечиваемых образовательными организациями. Понятно, что им одним проблему не решить, в частности, по жилью. Вот и заключается соглашение о сотрудничестве между педагогическим вузом и муниципальным районом — учредителем образовательных организаций. По мнению Максима Верёвкина, именно позиция нынешней районной администрации — конкретно главы района и руководителя Управления образования, «развернувшихся лицом к школам», — способствовала такому ходу событий.

Ситуацию прокомментировала Юлия Кузнецова: «В рамках соглашения о сотрудничестве будет прописана «дорожная карта» реализации совместных проектов, направленных на подготовку педагогических кадров, на профориентационную работу среди наших школьников для дальнейшего их поступления в педагогический университет. Усилия школ в этом плане будут объединены — начнется системная работа с участием управления образования, образовательных организаций, педагогического университета, министерства образования…».

Острая заинтересованность всех сторон друг в друге чувствовалась на всем протяжении совещания. Формат найденного пути реального решения кадровой проблемы предопределил формат общения. Все мы варимся в одном «образовательном котле» и без аккумулирования усилий, без диалога на постоянной основе нам поставленных целей просто не достичь. Тут было полное понимание.

Юрий Малютин, фото автора