Будущие учёные и реформаторы

23 апреля на базе Краснообской гимназии и лицея № 13 прошел финальный этап XIX научно-практической конференции школьников «Надежды района — 2021». В нем приняли участие 170 ребят практически из всех школ муниципалитета. Проекты были иногда не просто актуальными, а по-настоящему новаторскими.

Муниципальная научно-практическая конференция — ежегодное мероприятие, которое объединяет юных исследователей с 1-го по 11-й класс. Ученики начальной школы представляют работы на отделении «Мое первое исследование», на отделении «Я — исследователь» защищают свои проекты школьники с 5-го по 7-й класс, старшеклассники — на отделении «Квинтэссенция успеха».

— НПК «Надежды района» проводится с целью создания условий для формирования интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской и проектной деятельности, оказания поддержки школьникам в социальном и профессиональном самоопределении, — рассказала начальник отдела проектов и профессионального развития педагогических кадров районного Управления образования Татьяна Большова. — В этом году в финальный этап прошли сразу 170 юных исследователей.

Конференция проходила в два этапа. На отборочном — с 24 марта по 10 апреля — все желающие присылали свои проекты, эксперты в заочном формате их проверяли и на основании выставленных оценок приглашали школьников на очный этап. Финал конференции прошел 23 апреля. Самые маленькие участники собрались в лицее № 13, ученики средней и старшей школы — в Краснообской гимназии.

На отделении «Мое первое исследование» работали три секции: «Техническое творчество»; «Гуманитарные знания» и «Естествознание». Свои проекты представили ученики школ Краснообска, Раздольного, Кудряшовского, п. Восход и других, воспитанники Станции юных натуралистов. Темы для себя ребята выбрали самые разные: «Моя коллекция монет», «Необычные урны», «Ушу как путь к здоровому духу и телу», «Тайм-менеджмент в жизни подростка», «Влияние лазерного излучения и магнитного поля (биофизических факторов) на метаболизм сельскохозяйственных культур». Участники только начинают свои шаги в исследовательской деятельности, тем не менее многие проекты были очень основательные и наверняка будут продолжены в будущем и доведены до серьезных работ.

На отделении «Я — исследователь» работало сразу 13 секций. Две по филологии (русский язык и литература); лингвистика (иностранные языки); исторические науки; две по общественным наукам (право, политология, экономика, социология, а также география); краеведение; естественные науки (биология, экология); ОБЖ; две по точным наукам (математика и физика); информационные технологии; технология и инженерное дело. В отделении для старших школьников дополнительно работали секции по химии и по социальным наукам (педагогика и психология).

Проекты ребят были актуальные, а иногда даже, можно сказать, смелые. Так, Виктория Чеговец из Новолуговской школы № 57 представила предложения по улучшению отечественной системы образования. Школьница сравнила системы обучения в России, Японии и Финляндии, а также итоговые тесты для выпускников, и во многом, по результатам её исследования, наша система проигрывает. «Но нам есть чем гордиться, — отметила Виктория, — в России самая лучшая в мире система обучения в начальной школе». По мнению школьницы, ученики должны стать субъектами информации, они должны стать помощниками учителя во время урока, тогда освоение предмета будет более эффективным. «Был поставлен эксперимент: одна часть выпускников готовилась к экзамену в обычном режиме, другая — по специальной программе обучала компьютер, — рассказала Виктория.

— В итоге результат на экзамене у тех, кто был во второй группе учеников, оказался намного лучше». Интересную и серьезную тему для себя выбрала Виктория Трифонова из Раздольненской школы № 19. Она изучала кораблестроение — немного не девичья тема, но как поделилась сама школьница, при изучении на уроках истории периода правления Петра I ей захотелось побольше узнать о том, где строили корабли, как спускали их на воду, особенности российского флота, этот интерес вылился в целый проект, который она и представила.

А вот Никита Василевич, ученик школы № 18 ст. Мочище, подготовил для районной НПК проект на тему «Я и моя роль в общественном движении «Юнармия». «Юнармейский отряд у нас был организован в 2020 году, — рассказывает юный исследователь, — но в нашей школе очень давние традиции патриотического воспитания, так что отряд стал логическим продолжением проводимой у нас работы. Я проследил и историю, и современную деятельность».

— При выставлении оценок мы исходили из двух основных критериев, — рассказала член жюри секции «Краеведение», руководитель музейного дела Краснообской школы № 2, председатель районного Совета ветеранов Людмила Лобанова, — это актуальность и уровень самостоятельности школьника при проведении исследовательской работы. Конечно, педагог много делает, он направляет ученика, но основную работу должен делать сам школьник. На нашей секции было представлено 11 работ (двое ребят не смогли приехать на финальный этап, хотя работы их были отобраны), они все были очень интересные. Патриотизм начинается с малого, со знакомства с историей своей семьи, своего села. Когда мы были школьниками, мы не изучали родословную, а теперь ребята активно интересуются историей семьи, историей поселков. Так победительница нашей секции Анастасия Козлова вместе со своим руководителем, педагогом дополнительного образования Станции юных натуралистов Галиной Григорьевной Глазуновой поднимали архивы не одного района, расспрашивали старожилов — это очень большая подготовка. Я благодарна всем ребятам за проделанную работу.

В каждой секции были определены победители и призеры, но все участники получили главное — опыт представления своей проектной деятельности, а также ценные замечания от членов жюри, чтобы продолжить работу в следующем году.

Татьяна Кузина, фото автора