Опасный полет Фёдора Головашко

Наверняка многие из вас хоть раз были на Аллее Героев у Монумента славы в Новосибирске. Много достойных имен хранит городской мемориал, среди героев есть и наш земляк – Фёдор Павлович Головашко.

Фёдор Головашко – уроженец села Быково Берёзовского сельсовета. Он родился 22 июня 1923 года в семье крестьян. Окончил девять классов средней школы. В 1941 году 18-летний сибиряк был призван на службу в Красную армию. Юноша с отличием отучился в Новосибирской школе пилотов авиации дальнего действия и в 1943 году попал на фронт. Вместе с однополчанами наш земляк сражался с нацистами в составе 2-го гвардейского Смоленско-Будапештского полка. Свои последние вылеты в той войне Фёдор Головашко совершил на столицу рейха – Берлин.

Великая Отечественная война подошла к концу, отгремели праздничные салюты, страна постепенно возвращалась к мирной жизни. Фёдор Павлович остался в строю и продолжил службу в военной авиации, стал командиром эскадрильи. В начале 50-х Головашко попал в авиационный полк смешанного состава, который находился в пустынной части Крыма. Подразделение необычное. Его привлекали к работам по совершенствованию оружия массового поражения – водородным и атомным бомбам. В то время Фёдор Павлович был летчиком-испытателем. Он пилотировал такие самолеты, как Ту-4 и Ту-16. В 1955 году ему довелось участвовать в испытании новой отечественной термоядерной бомбы РДС-37.

В то время как раз разгоралась гонка вооружений между Советским Союзом и США. Годом ранее Соединенные Штаты Америки уже успешно испытали бомбу «Кастл Браво» с ужасающей мощью 15 мегатонн. В СССР шла разработка собственного супероружия. Испытания РДС-37 проходили на территории Казахской ССР, планировалось взорвать заряд на семипалатинском полигоне № 2. Взрыв назначили на ноябрь 1955 года. Сбросить РДС должен был экипаж майора Фёдора Головашко. В половине десятого утра Ту-16 поднялся в небо с казахстанского аэродрома Жана-Семей. И этот день мог стать не только для летчика, но и сотен людей последним. В день испытания супероружия метеослужбы обещали безоблачную погоду, но природа словно посмеялась над их прогнозами. Когда самолет со смертельно опасным грузом поднялся ввысь, набрав высоту 12 тыс. м, небеса затянуло тучами. Такого никто не мог предвидеть. Командование приказало сбросить заряд, основываясь на показаниях приборов. Но как будто этого было мало. К проблемам с погодой добавились и проблемы с самим самолетом. У стальной птицы вдруг отказал радиолокационный прицел. Значит, надо идти с бомбой на посадку. Но ведь подобного еще никто не делал. Возможно ли безопасное приземление с таким грузом или все закончится катастрофой? Решение надо было принимать быстро. Помогли советские ученые Андрей Сахаров и Яков Зельдович. Специалисты дали письменную гарантию, что посадка самолета со страшным грузом возможна и взрыв не произойдет. Фёдор Головашко, у которого уже заканчивалось горючее, получил приказ садиться на командный пункт аэродрома. Сибиряк осуществил самую сложную и опасную посадку за всю свою жизнь. Он первым в истории смог посадить самолет, на борту которого была термоядерная бомба, да и еще в условиях плохой видимости из-за песчаной бури.

Два дня спустя Ту-16 с РДС поднялся в небо над Казахстаном вновь, но в этот раз испытания прошли успешно. Позже Фёдор Головашко участвовал и в других ядерных испытаниях, но ни одно из них не было похоже на то, что он пережил в ноябре.

В 1956 году за мужество и героизм, проявленные при проведении воздушных ядерных испытаний, наш земляк, летчик Фёдор Головашко получил звание Героя Советского Союза. В начале 60-х Фёдор Павлович в звании полковника ушел в запас. Он переселился в Одессу и трудился в объединении «Черноморремстрой» старшим инженером. Скончался Фёдор Головашко 19 апреля 1981 года в возрасте 57 лет. Пережитое во время того страшного испытания не могло не сказаться на здоровье героя. В историю страны он вошел как человек, предотвративший трагедию, которая могла унести жизни тысяч людей.

Подготовил Владислав Кулагин, фото предоставлено Еленой Поповой