И наставник, и друг

Новосибирский район нередко становится площадкой проведения региональных мероприятий. И дело тут не только в близости наших поселений к областному центру, но и в том, что на нашей территории работает много современных, новаторских предприятий и организаций. Так, первые итоги реализации в области федерального проекта «Навигаторы детства» подвели на базе одной из ведущих образовательных организаций региона – Центра образования «Верх-Тулинский».

Проект стартовал в школах и колледжах региона 1 сентября текущего года. К работе приступили 700 советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Чтобы оценить результаты первых трех месяцев работы новых специалистов, поделиться опытом и обсудить актуальные вопросы, советники по воспитанию из школ области и муниципальные координаторы проекта собрались 22 ноября в ЦО «Верх-Тулинский». На мероприятии также присутствовали министр образования региона Мария Жафярова, региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства», главный эксперт Росдетцентра Ирина Саблина, начальник управления образования Новосибирского района Юлия Кузнецова.

Сначала для гостей провели экскурсию по ЦО «Верх-Тулинский» и продемонстрировали возможности образовательного и воспитательного процесса. Директор Надежда Уксусова показала работу школьного биотехнопарка – там ребята трудятся над своими исследовательскими проектами, кабинеты для занятий робототехникой, шахматами. Особый интерес гостей вызвал школьный музей. Тут собраны уникальные экспонаты по истории края (даже кости мамонта), истории села. Особое внимание героям Великой Отечественной войны. Отдельный уголок посвящен верхтулинцу, старшему лейтенанту Ивану Кобызеву, героически погибшему во время контртеррористической операции в Чеченской Республике, его имя носят кадетские классы и юнармейские отряды школы. В Центре образования работает и военно-патриотический клуб «Искатели», ребята изучают военное дело, историю, краеведение, а еще прыгают с парашютом, для этого в школе также все есть.

Активно включился ЦО «Верх-Тулинский» в юнармейское движение, «Движение первых», а также в федеральный проект «Орлята России». 12 сентября сразу десять классов начальной школы, почти 300 учеников, приняли участие в посвящении в «орлята». Педагоги прошли обучение, изучили материалы программы, познакомились с методическим сопровождением уроков и заданий для ребят. «Орлят» ждет яркий, интересный, насыщенный учебный год.

На примере работы школы Новосибирского района участникам показали, как может быть выстроен воспитательный процесс и какую роль в нем играют советники. Чтобы получить новую должность, педагоги участвовали во всероссийском конкурсе, прошли курсы повышения квалификации.

– Советники директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями – это совершенно необходимые специалисты, – отметила Мария Жафярова. – Они позволяют не просто формировать и развивать личность ребенка, эффективно выстраивать траекторию самореализации и саморазвития ребенка, но и помогают школе успешно встраиваться в федеральную и региональную повестки. Это те люди, которые знают все, что происходит на абсолютно разных уровнях, консолидируют эту информацию и организовывают образовательный и воспитательный процесс. «Навигаторы детства» – проводники государственной политики. Работа каждого из них в итоге позволяет создать единое воспитательное пространство на территории всей страны.

Помимо введения должности советника, в каждом районе и городе области появились муниципальные координаторы, которые организуют взаимодействие образовательных организаций муниципалитета по вопросам воспитания, сопровождают деятельность советников. Создан региональный ресурсный центр.

– Новые специалисты трудоустроены по совместительству в федеральном учреждении «Росдетцентр» и получают зарплату из федерального и регионального бюджетов, – пояснила Ирина Саблина. – За первые три месяца реализации проекта «Навигаторы детства» в школах и колледжах региона созданы штабы «Движения первых», реализуются федеральные программы развития социальной активности личности «Орлята России» и «Я-тыон-она – вместе целая страна», в рамках федеральных Дней единых действий проведено более 100 мероприятий для учеников.

Работа совещания продолжилась в формате диалога, советники делились опытом, обсуждали перспективы и планы.

В Новосибирском районе, как рассказала муниципальный координатор Татьяна Большова, с этого учебного года трудоустроены в Росдетцентре 14 советников. Но есть педагоги, которые пока не прошли конкурсный отбор, но уже активно включились в реализацию воспитательных задач проекта «Навигаторы детства», их еще десять человек. Так что у нас довольно широкий охват – более 20 школ района.

– Наша работа требует большого погружения, – поделился советник по воспитанию Лицея № 13 в Краснообске Михаил Шабанов. – На эту должность может прийти только человек заряженный, тогда он может транслировать современную философию воспитания. Они должны быть лидерами, должны уметь организовать, увлечь учеников, уметь общаться с детьми на их языке. Дети должны им верить. Советник – и наставник, и друг для ученика. Важна и работа с родителями. Сегодня еще не все до конца понимают, в чем роль советника. Так что планов много. Будем работать!

А чтобы понимать задачи, зарядиться идеями, советники проходят обучение, дистанционно или очно, посещают курсы повышения квалификации. Так, 53 советника организаций СПО окончили курсы в Омске и Москве, 28 человек проучились в Иркутске на слете Сибирского федерального округа, 10 управленческих команд области съездили в центр «Артек», проведена профильная смена по проекту «Орлята России» на базе детского центра им. Олега Кошевого, 49 советников вовлечены в совместный проект с театром «Глобус» как руководители школьных театров и т. д.

– Недавно мы вместе с коллегой Ольгой Руль вернулись с форума «Растим гражданина», который проходил в Москве, – рассказала советник по воспитанию Толмачёвской школы № 61 Наталья Валясова. – Он собрал большое количество педагогов школ, колледжей, вузов не только из регионов России, приехали учителя из Донбасса, из Белоруссии, Армении, Грузии. Участники общались, узнавали новое, делились опытом выстраивания патриотической работы. Мы серьезно «прокачали» свои компетенции. А еще как финалисты всероссийского конкурса социально активных технологий воспитания представили на суд жюри проект клуба «Растим гражданина». Наша главная задача была не просто рассказать о планах работы, но и показать ее значимость для детей. В этом, по сути, вообще цель советника по воспитанию – реализовывать те проекты, которые будут полезны и востребованы детьми. Советники директоров становятся связующим звеном между учениками и учителями, между учителями и администрацией, между школой и родителями. Наша задача – мотивировать учеников на самостоятельные действия, суметь понять, услышать детей, чтобы любые проекты, любые мероприятия были интересны в первую очередь им.

Татьяна Кузина, фото автора