Притяжение творчества

Раздольненская школа № 19 всегда радовала нас успехами как учеников, так и их педагогов, творческим отношением к учебному процессу и внеучебной деятельности. Но с открытием на базе школы образовательного центра «Точка роста» этот процесс не просто пошел по нарастающей, он буквально забурлил. «Точка роста» за очень короткое время превратилась в настоящую «точку кипения» и стала как магнитом притягивать всех тех, для кого живое, неформальное развитие ребенка – альфа и омега всего образовательного процесса.

Вот и совсем недавно школу посетила межрегиональная делегация. Достаточно назвать тех, кто был в ее составе, а это советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Роман Чуприков, Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Надежда Болтенко, начальник управления образовательной политики в сфере общего образования  регионального министерства образования Елена Плетнёва, – чтобы понять уровень профессиональной компетентности этих людей, то, что ими движет отнюдь не праздный интерес, а желание познакомиться с опытом работы нашей «Точки роста». В надежде, что это будет полезно всем, от Москвы, в буквальном смысле слова, до самых до окраин.

Вы думаете, преувеличение? Отнюдь. Перед началом встречи с гостями мы попросили прокомментировать предстоящее событие руководителя управления образования Новосибирского района Юлию Кузнецову. Но тут необходимо сделать некоторое уточнение. Гостей интересовали не только направления деятельности «Точки роста», но и в особой степени – работа школьной службы примирения. Это вполне объяснимо. Представители ШСП (руководит которой педагог-психолог Игорь Сидоренко) за два последних года завоевали два призовых места во всероссийском конкурсе «Мастерство юных медиаторов школьных служб примирения». В прошлом году второе (Сергей Буренков), в нынешнем – первое (Александра Ханина). Вот что сказала по этому поводу Юлия Владимировна:

– Служба примирения Раздольненской школы № 19 показывает хорошие результаты и эффективность в своей работе. Когда медиаторы вместе со своим руководителем общаются с учениками, то главная для них задача – создавать безопасное психологическое пространство в школе, разрешать различные конфликтные ситуации, организовывать работу по сплочению коллектива школы. И справляются они с этой задачей успешно. Настолько, что результаты их деятельности дошли до Москвы, стали известны там. Советник Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации заинтересовался эффективной воспитательной практикой нашей сельской школы и решил познакомиться с ней поближе. Выбор на нашу школу пал еще и потому, что раздольненская «Точка роста» была открыта в рамках национального проекта «Образование» одной из первых в РФ. Работа ведется здесь эффективно, в тесном взаимодействии со школами других наших сел – Гусиного Брода, Жеребцово, пос. Восход. Этот опыт тоже интересен, не во всех «Точках роста» он реализуется. В 19-й школе такую работу удалось организовать. Есть здесь и ряд других воспитательных практик, лучших в районе, есть своя изюминка – к примеру, авторская программа социального педагога по профилактике безнадзорности «Будущее зависит от нас». Это очень интересная разработка. Главный ее результат – здесь нет детей, которые состоят на учете в КДН. Все это вместе взятое и стало толчком для такого события: визита представительной делегации в нашу школу.

Гостей встречали в фойе первого этажа заместитель главы администрации Новосибирского района Сергей Носов, Юлия Кузнецова, директор школы Оксана Таскаева, школьные педагоги, и, конечно же, дети, одетые в красивую форму. И, кажется, с самой первой минуты именно на детей, а не на взрослых члены делегации стали смотреть как на главных виновников торжества, все свое внимание обратили исключительно на них. И дети сами давали для того повод. Первый пункт программы – короткое интервью, которое юнкоры школьного медиа-центра взяли у Надежды Болтенко. На конкретные вопросы следовали конкретные ответы. В конце Надежда Николаевна выразила уверенность, что со своей стороны она увидит то, что и надеялась увидеть, и даже немножко больше. Впрочем, никакого особого благодушия при этом гости не выказывали и в этом смысле больше походили на строгих экзаменаторов, чем на членов парадной делегации. Их интересовала не бумажная, а реальная сторона дела – что о своей работе думают сами дети, как они к ней относятся, как ее понимают, чем дышат, чем живут. Подсказки взрослых, конечно, принимались, но так уж сильно не приветствовались: отвечайте, дорогие детки, на заданные вопросы у условной доски самостоятельно.

Показательной в этом смысле стала презентация школьной службы примирения. В нее входят семь примирителей, четыре волонтера и руководитель. Начало презентации прошло, как и задумано: медиаторы представили себя, а руководитель поведал о впечатляющих итогах работы на данный момент: 15 пройденных кругов медиации – высокий уровень. Но затем Роман Чуприков предложил несколько видоизменить формат: ему хотелось познакомиться поближе с ребятами, чтобы понять, насколько глубоко их погружение в медиативное пространство. И презентация плавно перетекла в разговор по душам в кабинете директора школы, честный и откровенный. Думается, ожидания московского гостя в целом оправдались – на наш взгляд, держались примирители, та же Саша Ханина, просто молодцом. От проблемных вопросов не уходили, трудностей не скрывали и то, что знают о медиации не понаслышке как в теории, так на практике, достаточно убедительно показали. Роман Чуприков дал список литературы – что желательно бы прочитать еще на данную тему; дал свои контакты – обращаться к нему с вопросами по существу можно в любое время; записал в книжечку некоторые мысли, идеи, высказанные ребятами, то новое и интересное, что он услышал от них. «Из разговора с вами я узнал гораздо больше, чем узнал бы, посмотрев документы», – резюмировал Роман Александрович. В общем, экзамен примирители с честью выдержали.

Параллельно Елена Плетнёва беседовала с ребятами на площадках «Точки роста»; итог этого общения был примерно тот же. В «Точке роста» действительно кипит не бумажная, а подлинно творческая работа, где главное – результат: расширение поля интересов школьников, развитие их способностей, а не процесс формального «прохождения тем». Ну а то, что нашей «Точке роста», извините за тавтологию, есть еще куда расти – так для того и нужны подобные встречи, чтобы ускорить динамику движения, наполнить ее новыми смыслами. На главный вопрос членов делегации «Зачем вы это делаете?» у ребят всегда должен быть четкий ответ.

Юрий Малютин