Кто он — учитель машиноведения?

Раньше наш район называли Новосибирским сельским, потому что аграрная отрасль развивалась активно. В советские времена практически в каждой школе детей обучали специальностям народного хозяйства.

Наряду с прочими велись уроки машиноведения, на которых парни и даже девчонки учились на трактористов-машинистов. Сейчас же школы, где преподают такую специальность, можно перечесть по пальцам. Мы встретились с удивительным человеком — Владимиром Козловым, который уже более 40 лет учит ребят работе в поле.

Как всё начиналось, или Из пахарей в учителя
Владимир Васильевич родился в деревне, которая позже попала в зону затопления Обского водохранилища. Тогда во время строительства ГЭС всех местных жителей переселили в Морской совхоз. Но учился Владимир в городской школе и после окончания по направлению пошёл в сельскохозяйственный университет.
— У меня на вступительных спрашивают: «Почему в аграрии идёте?»
Я сначала растерялся, думал, что всё и так очевидно. Не сообразил сначала, что в аттестате-то городская школа, непонятно, что я сельский. Потом говорю: «Так отец у меня комбайнёр, я с детства с ним в поле, возле машин, так что это дело уже знаю».
В то время у Владимира Васильевича стипендия была как добрая зарплата, повышенная — 50 рублей. Институт он окончил с красным дипломом (кстати, таких на факультете из 119 человек было всего восемь). Предложили ребятам-отличникам остаться в аспирантуру. «Ну да где там, — подумал Владимир, — 11 лет в школе, пять — в вузе и ещё учиться? Нет!» Ему хотелось практики, скорее выйти в поле…
— Уже потом я понял, зачем нас агитировали продолжать учёбу. Когда начал пахарем работать, задумался: зачем мне такой багаж знаний..? Не находил я ему применения: до меня мужик с двумя классами образования с такой работой справлялся на ура.
Но тут Владимиру Васильевичу предложили вести в школе теорию по машиноведению, четыре часа в неделю, а потом и в штат взяли — учителем. Вот когда он почувствовал, что нашёл своё место, уж очень понравилось преподавать! Вот так с 1973 года неизменно и работает в Ленинской школе, обучает ребят на машинистов-трактористов и очень дорожит своей работой.

Грянуи изменения
В 90-е годы с распадом СССР в стране произошло немало перемен. В школах стали упразднять уроки машиноведения, у техники, которую раньше предоставляли для практических уроков, нашлись хозяева, да и кабинеты забрали под другие дисциплины. Но Ленинскую школу спасли неравнодушные люди и одно важное обстоятельство: ещё в 80-х годах было построено отдельное помещение для занятий и гараж для техники.
— Раньше у нас трактор стоял у школьного окна на замочке. Потом директор предложил гараж построить, но на таких условиях: материалы и землю дают, а строителей нет. Вот мы с учениками всё сами и делали во внеурочное время. Пришлось мне профессию каменщика освоить. Мальчишки бригадами ко мне в две смены приходили, помогал и учитель труда. Я только теперь понимаю, что тогда создал себе условия для нынешней работы. В других-то школах всё развалилось…
Раньше на аграрные профессии был большой спрос. И учеников в школе намного больше было: два класса в параллели. Сейчас всё по-другому: до профильных выпускных классов, где как раз и преподают машиноведение, доучивается семь-восемь человек…

Чем живём сегодня
Вот уже несколько лет, как на Ленинскую школу и лично Владимира Васильевича возложена большая ответственность; ученики защищают честь района на слётах учебно-производственных бригад. В советское время это движение было очень популярно, потом угасло, а в 2000-е годы его возродили вновь. В бригаду входит семь человек: бригадир, механизатор (пахарь), растениевод, овощевод, садовод, животновод, доярка (или дояр). Ребята выезжают на областные соревнования и выступают в своих номинациях. Раньше из всех сельсоветов выбирали лучших представителей, а теперь вся на-дежда только на одну школу. Владимир Козлов очень ответственно подходит к подготовке ребят. Его пахари уже не раз занимали первые места. Так, в прошлом году Владимир Быховец ездил на всероссийский конкурс.
— При школе у нас есть участок, где мы сами выращиваем картошку для школьной столовой: пашем, садим, обрабатываем, выкапываем.
Вообще Владимир Козлов — мастер на все руки! Он признаётся, что ни минуты не может спокойно посидеть, обязательно чем-то нужно заниматься. Максимум, что себе позволяет — днём вздремнуть полчаса. Дома всё благоустроил сам: газ, зону отдыха во дворе с беседкой, фонтанчиком и качелями, тёплый проход из дома в баню (в халате и тапочках можно ходить). А самораздвижные ворота в гараже уже 20 лет стоят!
Владимир Васильевич практически не смотрит телевизор, только за обедом. В интернет заходит по надобности. Больше любит документальные фильмы, потому что в игровых художественных жизнь очень концентрировано показана, не так, как на самом деле. Читает он каждый день, один из любимых авторов, которых можно перечитывать бесконечно — Лесков. Со студенческих лет выписывает журнал «Наука и жизнь» (кстати, единственный подписчик на всё село).
Владимир Васильевич очень увлечённо рассказывал о своей жизни, работе и с особой любовью говорил о жене Вере Ивановне, с которой на будущий год будет праздновать 50-летие совместной жизни.
И ещё… Зайдя в кабинет машиноведения, я удивилась и восхитилась — насколько всё аккуратно, чисто и красиво! Чувствуется забота и преданность своему делу. Каждая деталь, каждый механизм на своём месте. Владимир Васильевич показал мне школьный альбом, который сам составлял — там его любимые ученики на занятиях, в поле, на соревнованиях. И каждого он помнит, и судьба каждого его волнует. Это очень внимательный и неравнодушный к другим человек. Вот какие люди живут рядом с нами.
Беседовала Юлия Баранова