Между Рождеством и Пасхой

На этой неделе, 14 февраля, мы ожидаем Дня всех влюблённых, или Дня святого Валентина. У нас в России он отмечается недавно, да и празднуют его немногие: юные, влюблённые, ну или несколько застрявшие в романтической поре, по меткому определению классика, «дети изрядного возраста».
Нет, наверное, среди почитателей этого праздника тех, кто ходит в церковь: вовсе не со священным благоговением его отмечают. Недавно, 25 января, с романтическо-эротическим размахом праздновали студенты Татьянин день. Странно в преддверии праздника христианского святого встречать заголовки типа «Лучший подарок ко Дню святого Валентина — эротическое бельё»… Ещё более досадно, что и сам праздник превращается в современные сатурналии.
По словам настоятеля храма св. мученицы Татианы при МГУ и специалиста по западному христианству протоиерея Максима Козлова, «житие святого Валентина не даёт никаких оснований для его расширения в сторону романтики». Современное празднование Дня святого Валентина к католической традиции отношения не имеет. Праздник был создан в США в начале XIX столетия в период становления современной торговли: между Рождеством и Пасхой не было праздников, которые могли бы стимулировать спрос на подарки, поясняет Максим Козлов.
Святой Валентин жил в III веке в итальянском городе Терни и был казнён 14 февраля 270 года. Канонизирован он задолго до разрыва христианского Востока и Запада, в 494 году, предположительно римским папой Геласием. В эти дни в Риме обычно праздновались так называемые луперкалии, и все без исключения стремились быть вовлечёнными в действо: считалось, что любое участие в ритуале даст счастье в любви и обильное потомство. Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник святого Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно одно: именно этот папа положил конец празднованию луперкалий в Риме. Христианство не отрицало, а переосмысляло народные праздники и призвано было ослабить бытовое (и праздничное) общение новообращенных с их языческим окружением.
Что же касается истории самого праздника, то, во-первых, святой Валентин тайно никого не венчал, потому что в III веке обряд церковного венчания попросту отсутствовал. Брак сам по себе рассматривался (и рассматривается) церковью как таинство, а не как пустая формальность или штамп в паспорте. Во-вторых, поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару, и романтическая литература подхватила эту мысль. Подробно освещает обычай празднования Валентинова дня в Англии и Шотландии энциклопедия Брокгауза и Эфрона: «Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Ещё поныне Валентинов день в Шотландии и Англии даёт молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям». В 1415 году герцогом Орлеанским Карлом была отправлена жене записка из тюрьмы, она-то и стала первой «валентинкой».
Во время реформы римско-католического календаря святых в 1969 году празднование памяти святого Валентина как общецерковного святого было упразднено, потому что, кроме имени и того, что он был усечён мечом, больше никаких сведений не сохранилось. В Православной церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, мучеников двое: Валентин Римлянин, пресвитер, и священномученик Валентин, епископ Интерамны, дни их почитания — 19 (6) июля и 12 августа (30 июля) соответственно.
А в день 14 февраля Русская Православная церковь прославляет мученика Трифона, современника святого Валентина. Он родился во Фригии, одной из областей Малой Азии, в селении Кампсад, близ города Апамеи. Его житие повествует совсем немного о его жизни и очень много — о его мученическом подвиге и смерти. Известно, что прожил Трифон совсем мало, и одним из его великих деяний было излечение бесноватой дочери императора Гордиана, который хоть и был идолопоклонником, но христиан не преследовал.
А при следующем императоре, Декие, Трифон был схвачен, мучим и казнён. Он разозлил (и поразил) своих мучителей тем, что между пытками искренне благодарил Бога, что Тот позволил ему пострадать за Христово имя и доказать свою верность.
На иконе мученик Трифон часто изображён с птицей на плече. По преданию, один из сокольничих царя Иоанна Грозного, Трифон Патрикеев, во время охоты потерял любимого царского кречета, и царь, по крутому своему нраву, пригрозил сокольничему смертью. Патрикеев, не сомневаясь в реальности угрозы, несколько дней безуспешно искал птицу, молился своему святому покровителю мученику Трифону и, когда в изнеможении забылся сном, увидел святого Трифона с кречетом, а очнувшись — этого самого кречета сидящим на собственной руке. Рассказав царю о чуде, сокольничий удостоился щедрых царских милостей, а после на том самом месте, где нашлась птица, построил сначала часовню, а потом и каменный храм во имя мученика Трифона.
И кстати, неправда, что между Рождеством и Пасхой совсем нет праздников. Есть, и какой — Сретенье Господне. Его, вслед за днём мученика Трифона, празднует Церковь 15 февраля, когда впервые принесла в храм сорокадневного Иисуса Его Пречистая Матерь. В то время в храме находились двое — старец Симеон и пророчица Анна. Симеон был очень стар. Когда-то, переводя текст Библии на греческий, он усомнился, встретив слова, что дева родит сына, и решил исправить «ошибку», написав «жена родит сына». В тот же момент ангел возвестил ему, что он не умрёт, пока не увидит своими глазами ту самую Деву и
Её Сына. Минуя век за веком, старик не просто ждал — он чаял этой встречи, и она случилась: ветхозаветный Симеон принял на руки Богомладенца-Спасителя. Так после долгой зимы ждёт весеннего пробуждения природа, так жаждет обновления любая живая душа. Как говорил древний подвижник авва Дорофей, люди подобны точкам на окружности, центром которой является Бог. Будем стремиться к одному — и при этом невольно отдаляться от других. А приближаясь к центру, тем самым и друг другу станем ближе.
Наталья Никольская