Мне всю жизнь везло на хороших людей

1 апреля исполняется 75 лет Владимиру Петровичу Левчину, бывшему работнику сельского хозяйства и администрации Новосибирского района. Накануне юбилея мы встретились с Владимиром Петровичем.

IMG_0024

Вот история его судьбы.

— Скоро будет 55 лет, как я живу здесь: приехал в 1960 году по направлению, после того как с отличием окончил монтажный техникум. Сам я родом из Краснодарского края, станица Красноармейская. Не казак, нет, — смеется Владимир Петрович. — Кто я сейчас, не знаю, наверное, сибиряк все-таки. Раньше на родине часто бывал, пока мои родные живы были. Я четвертый в семье, последний, самый живучий.

Так получилось, что судьба моя тесно связана с Новосибирским районом. Сначала был в Академгородке, куда приехал по направлению и работал на строительстве дороги до Новосибирска (ул. Большевистская). Потом всех выпускников нашего техникума призвали в армию, а меня отправили уже на строительство ракетных площадок. Это на территории Кубовинского сельского совета, поселок Гвардейский. Строили с 1960 по 1963 годы. Там я прошел путь от мастера до начальника участка. Очень часто вспоминаю то время, своего первого наставника, майора Алексея Михайловича Чудакова и главного инженера управления инженерных работ Аркадия Клавдиевича Субботина. Мне всю жизнь везло на хороших людей!

Тогда мы давали подписку на 25 лет о неразглашении. Но то время давно прошло, теперь все рассекречено. Мне довелось поработать на 13-й и на 11-й площадках для ракет межконтинентального действия. Были у нас тогда и шахтеры с Донбасса. Мы работали только в рамках нулевого цикла — все, что связано с фундаментом. Чертежей нам никогда не давали. Был такой вагончик, куда заходишь, изучаешь чертежи, выходишь и проверяешь работу. Если сомневаешься или забыл что-то — опять заходишь и смотришь. Записывать ничего не разрешалось. Особенно трудно пришлось в 1961–62 гг. на 13-й площадке: у меня на участке было около двух тысяч солдат, а вот инженерно-технических работников не хватало, и нас отпускали на третьи сутки на 10–12 часов поспать…

В мае 1962-го я работал на 11-й площадке и оттуда через год демобилизовался. Был уже семейным человеком: в увольнении с ребятами пришли в совхоз на танцы, я и познакомился вот с этой девушкой [показывает на сидящую рядом жену Лилию Николаевну]. Мы с ней живем 53-й год! Супруга моя работала учительницей начальных классов, она отличник народного образования, у нее есть грамоты от министерства просвещения и много других.

Потом, до 1981 года, я работал в совхозе «Новосибирский». Сначала был мастером, потом прорабом. Вообще, самый большой объем строительства на селе был в семидесятые-восьмидесятые годы. Приходилось строить все — от телятников, коровников, птичников, хранилищ для овощей и фруктов до инженерных сетей, жилых домов, торговых центров и домов культуры. Трудоемкая была работа… Со снабжением было не очень. Помогали, правда, шефы из Заельцовского района (тогда он один был, Калининского еще не было). Наш совхоз поставлял туда овощи, молоко, в первую очередь обеспечивали школы, детсады, больницы, заводские столовые, потом рестораны, кафе и торговые точки.

Все хорошо, но почувствовал я, что знаний не хватает, и поступил заочно в Новосибирский сельхозинститут. Только вот проблема: сессии были в октябре и в марте, когда дел невпроворот, но сдавать экзамены как-то удавалось [смеется]. В 1979 году защитился, получил диплом экономиста-организатора сельскохозяйственного производства и сразу был назначен заместителем директора совхоза по производству. В то время совхозом руководил А. Н. Дьячок. Вообще коллектив был очень сильный: главный инженер К. Т. Пилипенко, зоотехник Т. М. Тонких, агроном Л. Н. Степанова, бухгалтер В. В. Полторанина, начальник объединения В. Ф. Кожанов. Совхоз входил в трест «Новосибирсковощпром».

Время шло, вскоре Горбачев начал свою перестройку. Финансирование с 1986 года резко сократилось, пошли реорганизации… Окончательно заглохло строительство. Тогда был самый сложный период, чего греха таить… В 1995-м я вышел на пенсию, но мои знания еще пригодились: Вячеслав Петрович Гомзин меня сагитировал пойти в администрацию района начальником отдела строительства, архитектуры и ЖКХ. Мы занимались, например, территориальным планированием, выдавали разрешения на строительство объектов, решали вопросы его технического обеспечения. Коллектив был хороший. Там я работал до 2000 года, и вот теперь на заслуженном отдыхе.

В трудовой книжке у меня только две записи про увольнение: из компании «Омскнефтепроводстрой», где я недолго работал, и в связи с призывом в Советскую Армию. А так все переводы, переводы… 40 лет так проработал. И на всех этапах были неплохие коллективы, специалисты, у которых было чему поучиться. Есть кого вспомнить. Мне с людьми везло!

Беседовала Полина Батурина