Христос воскресе!

12 апреля православный мир готовится встретить Воскресение Христово.

В храм врывается группа с автоматами:
— Кто готов принять пулю за Христа — направо, остальные на выход!
Справа осталась маленькая жалкая кучка людей. Все затихает.
— Ну вот, верующие в сборе, можно теперь начинать богослужение.

Говорят, этот анекдот с удовольствием рассказывают монахи. Он и правда хорош тем, что отражает самую суть веры: какой я христианин? Насколько крепка моя вера, с кем я: с теми, кто даже под угрозой смерти останется в храме, или же с теми, кто сидит в пост в кабаке с «верой в душе»?
«Зачем же сразу непременно пулю?» — поморщится искушенный интеллигентный читатель. Зачем лоб-то разбивать? На дворе-то XXI век…
Жизнь в церкви учит главному: прежде чем подвергать сомнению миропорядок, подвергни пытливому взгляду самого себя: в моем собственном сердце, уме, семье, жизни, наконец, все ли в порядке? А если нет, то кто я такой, чтобы считать себя выше учителей, выше предков, святых и даже Самого Бога? Смирение — это не елейный голосок и не поклоны, не «благословите, батюшка» и не «спаси Господи, матушка». Это осознание самого себя несовершенным, ошибающимся, часто слабым и малодушным. Осознаешь — и сто раз подумаешь, прежде чем выносить вердикты и оценки.
Предположим, такая картина: огромный муравейник, жизнь там кипит, муравьи, как всегда, поглощены заботами и трудами и не подозревают, что огромное дерево над муравейником уже прогнило и вот-вот обрушится. Как предупредить муравьев? Заорать «Спасайтесь!» — так они воспримут это как страшный гром, напугаются и только. Путь один: самому стать муравьем и рассказать, какая нависла опасность и как можно спастись. Показать тот путь, который ведет ко спасению, и пройти именно этим путем до конца, как и поступил Христос Спаситель. Он воплотился, жил человеческой очень нелегкой жизнью, Сам отдал Себя в жертву, чтобы именно такого масштаба жертвой был изничтожен огромный пласт человеческого греха… и умер.
«Апостолы не знают никакого «учения Христа», — рассуждает в книге «Школьное богословие» протодиакон Андрей Кураев.— Ни разу они не говорят, «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство не «учение», не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. <…> И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…»
Почему именно Пасхой называют Христово Воскресение, когда этот праздник, установленный в воспоминание освобождения израильтян от египетского рабства, существовал задолго до Христа? Новозаветный исход, новая Пасха — это исход человечества из ада, куда в Великую Субботу спускается Сам Господь. Этот исход был иного масштаба: не из Египта, а из ада, и не евреев, а все человечество пришел освободить Спаситель. Пасхальная икона так и называется: «Сошествие во ад».
Вот, оказывается, что необходимо понять: Христос не только Воскресший, но и Воскреситель. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — вот золотая формула православного понимания человека.
«Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес» (протодиакон Андрей Кураев).
Воскресение Христово неразрывно связано со спасением людей. Господь воскрес, но и совоскресил те души, что томились в аду, не имея никакой надежды на избавление, но имея, видимо, веру и покаяние.
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть, — ликуя, произносит Иоанн Златоуст в пасхальном «Слове». — Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные друг с другом ликуйте, воздержные и нерадивые день почтите! Постившиеся и не постившиеся — возвеселитесь сегодня!»
Трудно осознать, насколько огромно для каждого из нас это событие — Воскресение Христово. Трудно верить… Но в каждого из нас верит Господь и к каждому стучится в сердце. Позволим же сердцу откликнуться на благую весть о Христовом Воскресении искренним «Воистину воскресе!»
Наталья Никольская