Живая земля Сергея Сычева

Руководить другими хотят многие,но могут далеко не все. СергейСычев вставал у руля скорее по необходимости, чем по желанию. Выходец из крестьянской семьи, он мечтал лишь об одном — быть поближе к земле.

10-2Сергей Иванович родился и вырос в Новосибиркой области. Сейчас он живет в небольшом крепком домике недалеко от Обского водохранилища. В Боровое мужчина переехал в 1989 году и уже через год был избран главой этого муниципального образования. За него проголосовало абсолютное большинство, потому что помнило и доверяло. Помнило, так как именно здесь он начинал карьеру агронома. Доверяло, так как всей своей жизнью он доказал преданность родному краю, родной земле.

— Я родился в красивом месте, — вспоминает Сергей Иванович. — Село Светлое Озеро Болотнинского района Новосибирской области находилось в трех километрах от огромного озера. Там мы с братьями рыбу ловили, играли, купались…

К слову, братьев у него было трое, еще две сестренки. Сергей был первенцем и, как старший сын, отвечал за всех. Особенно тяжело пришлось в военные годы. Мать целыми днями пропадала на колхозных работах, отец служил в трудовой армии. Благо хозяйство у них было крепкое: корова, овцы и самое главное богатство — плодородная земля.

— Правда, был один случай, когда с картошкой не рассчитали, — хмурится он. — Закончилась раньше времени. Как раз в тот год у нас еще и овец украли. Пришлось отдать соседу собаку в обмен на четыре мешка картофеля. После этого случая стали более ответственно к расходованию продовольствия относится.

Несмотря на трудности, Сергей окончил семь классов сельской школы. Учиться дальше возможности не было: надо было кормить младших братьев и сестер. Устроился в колхоз, зимой навоз на лошадях возил, летом работы прибавлялось. В 1954 году ушел в армию, где окончил школу артиллеристско-инструментальной разведки. Потом устроился на Чкаловский завод в автоцех слесарем. Жил в Новосибирске, в съемной квартире. Тогда окончательно понял, что городская жизнь не для него. Тоска по земле, по степному простору 10-3снедала его изнутри. Благо по призыву комсомола его направили учиться на тракториста. После сдачи итоговых экзаменов поехал в Ярковский совхоз.

— Кроме меня, в совхоз направили еще 45 человек, — рассказывает Сергей Иванович. — Через год остались трое. Жили в общежитии. Условия ужасные. На окнах даже стекол не было. Сами топили, спали на нарах… Жуть. И мне предлагали перевестись в Сенчанку, но я не поехал, так как там не было школы, а я хотел окончить десять классов.

Окончил. После поступил в сельхозинститут. В 35 лет получил диплом и был назначен секретарем комсомольской организации. Еще во время учебы переехал в Боровое, где работал агрономом, потом управляющим первого отделения сельсовета. Далее 12 лет занимал должность главного агронома в Ордынском районе, еще 6 — директора совхоза. Нервная работа стала сказываться на здоровье, и терапевт посоветовал ему сменить профессию. Сменил. На более нервную.

В 1989 году устроился в Боровской совхоз замдиректора по производству. Через четыре месяца его выбрали председателем сельсовета, еще через восемь — главой администрации. Как раз подошли шальные 90-е.

— Я эту работу не знал, но назад хода не было, — признается он сегодня.— Люди мне доверяли, хотя меня много времени здесь не было. Не мог я их подвести. Трудные были времена. Как-то утром прибежал ко мне местный музыкант и говорит, что магазины срочно закрывать надо. Люди сейчас за продуктами пойдут, а на прилавках нет ничего. Свои все разобрали. После того случая сам стал списки составлять, товар выдавал только под роспись и в строго ограниченном количестве. По-другому было нельзя порядок навести. Только жесткий контроль.

Контролируя все рабочие процессы в родном сельсовете, он не оставлял без внимания и свою семью. На тот момент у Сергея Ивановича уже росли двое сыновей. Мальчишки были шумными, непоседливыми. Приходилось четко регламентировать и их распорядок дня. Одному вводилось в обязанности бегать за молоком и кормить кур, другому — полы в доме мыть да грядки полоть. В натуральном хозяйстве каждому работа найдется. Даже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Сычев без дела не сидит. Неравнодушный к чужим проблемам, пенсионер готов прийти на помощь каждому. До сих пор поддерживая тесные отношения с местной администрацией, за себя он не просит — чаще за других.

— Сейчас мы строим храм в Боровом, — говорит он. — И ЖКХ нам помогает, и администрация… Но в основном, конечно, сами люди. Ходишь по домам, просишь, договариваешься. Бывает, что и обматерят, но чаще идут навстречу. Мы уже пять миллионов освоили. Теперь надо кровлю закрыть. А это еще полтора…

Сергей Иванович и на пенсии остается руководителем. Староста приходского совета, заместитель председателя совета ветеранов, единственный мужчина в группе здоровья. Его главная радость — это семья. Главная цель — строительство храма. Главная любовь и боль — новосибирская земля.

— В начале 90-х в совхозе числилось 70 человек, сейчас — 12, — вздыхает мужчина. — Ничего нет, поля заросли. Дело в том, что в Боровом земля федеральная и по закону принадлежит Москве, а значит, она не делится, ее нельзя даже в аренду сдать. Так и вышло, что она никому не нужной осталась… Молодым работы нет, они ездят в город, а пожилым и вовсе делать здесь нечего. Сельским хозяйством не хотят заниматься: невыгодно. 450 коров было в Боровом, сейчас от силы 15. Все потому, что совхоз раньше людям помогал, технику давал, сбыт обеспечивал. В советские годы были конторы, которые принимали излишки фермерских хозяйств. Если их возродить, то это будет хорошее подспорье государству. А фермерам какая красота! Ведь главная их проблема — это сбыт готовой продукции. Но ничего, думаю, возродится все. Не будем же мы на одном месте топтаться. Дальше надо идти. Эту проблему уже высшие эшелоны власти поднимают, так что все у нас получится. И оживет вновь село, и земля оживет…

Маргарита Романова