Сохраним историю вместе

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В этот день тысячи выставок и галерей совершенно бесплатно открывают двери для всех желающих. Самые интересные детали прошлого хранятся не только в Лувре или Эрмитаже, но и в простых сельских «уголках истории». Корреспонденты «НР» побывали в пришкольном музее с. Сосновка.

89 человек — настоящая рота. Так же, как много лет назад люди, встали плечом к плечу портреты ветеранов Великой Отечественной войны — все они жители

с. Сосновка. Некоторые фотографии отмечены разно-цветными звездочками. «Это участники Сталинградской битвы, — прикасается указкой к красной звезде Наталья Семьянова, руководитель музея. Перед ней хлопают любопытными глазками малыши-детсадовцы. Рука плывет к следующему портрету: — А так мы выделяем ветеранов, воевавших под Ленинградом».

Таких познавательных уроков у Натальи Тимофеевны много — за четыре года работы накопилась целая папка учебно-методических материалов. Направления разные — история Отечественной войны, села и местной школы № 32, где и расположился музей. Много 10-6информации здесь собрано непосредственно о жителях с. Сосновки.

«История важна, но мы отображаем и современные мировые события. Вот, к примеру, в год Олимпиады организовывали встречу с чемпионом мира по биатлону среди юниоров Иваном Панченко и его семьей — жителями нашей Сосновки. А с введением эмбарго и различных санкций пригласили педагога, который рассказывал детям о культуре и традициях Китая, который сегодня считается нашим основным политическим партнером. Одним из последних стало мероприятие с участием потомков жен декабристов. Было очень познавательно, — рассказывает Наталья Семьянова. — Такие встречи с интересными людьми уже стали нашей традицией. Они учат детей патриотизму, а рассказы об истории нашего села и героизме местных жителей вдохновляют подрастающее поколение на собственные подвиги и значимые свершения».

С чего все начиналось

Под музей отведены две небольшие комнаты в СОШ № 32. Когда-то он занимал лишь небольшую витрину в сельском ДК «Восход». Тогда этого хватало: из экспонатов были только грамоты передовиков совхоза да альбомы с фотографиями. Они и сегодня входят в коллекцию, которая занимает буквально каждый сантиметр школьных кабинетов — даже под самым потолком висят фотографии о боевых и трудовых подвигах сосновцев.

Собирали экспонаты всем селом. В 1988 году, который и считается датой основания музея «Истории боевой и трудовой славы с. Сосновка», местный учитель и активист Алексей Павлович Горин дал старт сбору информации. Задание опросить местных ветеранов и старожилов получили все: школьники, их родители, педагоги. «Я писала о своих родных — участниках Великой Отечественной войны. Оформленная презентация — тогда она представляла собой склеенные между собой листы картона с написанным от руки текстом, вырезками из газет, фотографиями из семейных архивов — до сих пор хранится в музее. Вот она, — бережно протягивает нам потрепанную, истершуюся от времени папку Наталья Тимофеевна. — А здесь история жизни моей первой учительницы, а вот и бывший директор нашей школы…»

Все эти знания, которые передали уже не одному поколению школьников, когда-то собирали такие же девчонки и мальчишки — бегали от дома к дому,

терзали вопросами взрослых, скрупулезно записывали сведения об истории родного села, своей малой родины.

Традиция пополнять коллекцию музея сохранилась и по сей день. Учащиеся СОШ № 32 и ее выпускники до сих пор приносят все новые и новые экспонаты. «Один бывший воспитанник принес карту — фотографию из космоса. Теперь у школьников есть возможность подробно изучить географию своего села, — Наталья Семьянова достает огромный рулон ватмана. — Это очень увлекательно, мы вместе ищем знакомые дома на карте, школу, клуб».

«В дар родной школе» — так называется мини-коллекция вещей, которые передали выпускники, многие приносят результаты собственного творчества.

«В нашей школе когда-то учился Толя Цыганов, в свое время он отправился по работе на Ямал. Жизнь там он описал в рассказах и повестях, которые собрал в книгу и привез в Сосновку. Очень талантливый автор, один из его рассказов «Танечка» я регулярно использую в своей работе — на примере героев рассказываю детям, как люди, преодолев все трудности, способны изменить себя и мир, — рассказывает руководитель музея.

— Еще один талантливый выпускник — Коля Коровин. В школе никогда не отличался особой прилежностью, но потом, когда выпустился и окончил НЭТИ, стал преподавателем криминалистики. Выпустил несколько собственных книг по предмету, пособий и методичек. Очень помогает».

Коллекция музея

В музейный фонд входит более 1000 экспонатов. Здесь есть разделы боевой и трудовой славы, отдельно стоят история села и школы — целый стеллаж отведен под материалы об учителях и школьниках.

«Мы вообще стараемся не выпускать из виду наших воспитанников, следим, как у кого судьба сложилась, гордимся, ставим в пример подрастающему поколению. Например, у нас есть большая папка о выпускниках, которые пошли служить в армию. И каждый год она пополняется. Ребятишки это видят и, надеюсь, благодаря нашей работе ждут момента, когда тоже смогут послужить родине, — говорит Наталья Тимофеевна. — В эту же коллекцию вошли наши выпускники-военные, а также участники боевых конфликтов».

Отдельно в музее оформлен археологический уголок — любимое место малышей-дошколят. Здесь представлены огромные рога, кости и зубы доисторических животных. Когда-то школьники сами откопали их на территории с. Сосновка. «Мне очень понравилось в музее. Сегодня мы узнали здесь много нового. Но самое интересное — рога бизона. Они такие огромные! Когда я стану старше, тоже пойду на раскопки», — после экскурсии обещает дошколенок Ваня.

Точно так же коллективно пополнялась и краеведческая экспозиция. Из дома дети несут сюда старинные предметы быта: примусы, утюги на углях, плетеные корзинки, вазочки, ступки… «Многие из городских жителей уже и не помнят, что для чего нужно было, а у наших сосновцев все это дома есть», — удивляется Наталья Семьянова.

В будущем руководство школы планирует сделать музей более мобильным. Написанные от руки документы оцифровать и представить на сайте, сфотографировать и обработать краеведческие и археологические экспонаты… В общем, сделать так, чтобы история Сосновки стала доступна всем желающим.

«Наше село ведь действительно удивительное, у него очень интересная, богатая на события история. Многие, например, не знают, что наш совхоз, в который входила Сосновка, был миллионером. Здесь такое хозяйство было, что мы всю область обеспечивали мясом и зерном, — с гордостью говорит директор СОШ № 32 Ирина Еремина. — Мы бы хотели, чтобы об этом знали многие. А для этого необходимо использовать современные ресурсы. Кроме того, мы планируем возобновить поисковую работу и снова участвовать в археологических раскопках. Главное ведь — занять детей. А что может быть интересней, чем узнавать собственные корни».

Светлана Скобелева