Город спит, пожарный бдит

«На пожарного сдает!» — смеются над тем, кто любит долго и сладко поспать. А между тем времена, когда огнеборцы могли вволю отдыхать на службе, давно прошли, а может, и вовсе не наступали… Корреспонденты «НР» провели день в ПСЧ № 37, чтобы доказать: здесь ребятам не до сна.

9:00. Лицом к лицу стоят два караула — сменяющийся и заступающий. Первые — утомленные, но довольные итогами смены, вторые — отдохнувшие, полные сил и готовые к трудовым суткам.

9-2«Дежурство у нас осуществляется в четыре смены: караул работает сутки, затем трое отдыхает. Многие интересуются: почему так много? Профессия у нас опасная, чтобы быть высокоэффективным на пожаре, спасатель должен быть хорошо отдохнувшим — полным сил, внимательным, сосредоточенным. От этого может зависеть чья-то жизнь, — объясняет начальник части майор внутренней службы Станислав Певзнер. — В 8:45 и в 9:00 спасатели строятся в гараже на развод. Начальник караула проверяет форму их одежды, определяет фронт работ, который им предстоит выполнить в течение дня. Затем к ним выхожу я, докладываю обстановку предыдущих суток».

Далее по плану контрольный опрос знаний. Каждый пожарный должен знать технические характеристики оборудования, основные требования охраны труда при работе на пожарах, с техникой. На ошибку права нет.

Приметы: если наденешь новую боевку — поедешь на пожар, протрешь мигалки — будешь тушить огонь.

10:00. Если для обычного человека обучение заканчивается после окончания вуза, у пожарного оно только начинается. Каждый день не менее трех часов спасатели занимаются. «Из года в год мы повторяем пройденный материал, закрепляем теоретические и практические знания. Доводим приемы пожарной тактики до автоматизма, — говорит начальник части. — Не бывает двух одинаковых пожаров, но есть основные приемы и нюансы, тактика тушения. Поэтому мы внимательно изу-

чаем возгорания, произошедшие в Новосибирской области и России в целом. Все время перенимаем опыт коллег, учимся на их ошибках и успехах».

Небольшой перерыв на обед, час «психологической разгрузки», когда можно посмотреть телевизор, почитать: «Любимое время», — смеется Станислав Певзнер. И вновь занятия, но теперь уже практические: спасатели сдают нормативы, вяжут спасательные узлы, работают с лестницей, отрабатывают приемы работы с техникой. Особое внимание уделяется сборам и выезду по тревоге. Согласно правилам, пожарные должны в течение 45 секунд с момента поступления информации о возгорании уже выехать на место. Многое зависит от того, с какой скоростью и слаженностью команда наденет спец-одежду. В 2012 году в рамках областных соревнований по боевому развертыванию сборная ПСЧ № 37 установила рекорд — 14,0 секунд (счет ведется по последнему человеку).

16:00. Работа с документами и техникой, хозяйственные мероприятия, время на самоподготовку. Ужин и вновь работа с документами.

1-9-1Много времени пожарная часть отводит для профилактики возгораний, в частности организует учения на крупных социальных объектах подведомственной территории. «Во время учебных часов мы приезжаем в больницы, школы, детские сады и практически отрабатываем тушение пожаров. Для чего это делается? Побывав на месте, пожарные запоминают расположение комнат, входы и выходы, другие особенности. Каждый раз мы меняем место возникновения условного пожара, чтобы потом, в реальных условиях, сберечь драгоценные минуты, доводим свои действия до автоматизма, мышечной памяти, — поясняет Станислав Эдуардович. — Нюансов очень много. К примеру, если возгорание на первом этаже, кажется, все просто: бери и туши. Но в это время люди на вышележащих этажах начнут задыхаться и, не дай бог, прыгать из окон. А если это детский сад? Малыши обязательно станут прятаться. В первую очередь мы всегда спасаем не материальные ценности, а человеческие жизни».

А вы знаете, почему пожарные не любят, когда их называют пожарниками? Дело в том, что в дореволюционной России так величали лжепогорельцев, которые притворялись пострадавшими от огня, чтобы вызвать сострадание и получить милостыню. В полицейских протоколах того времени настоящие потерпевшие именовались «погорельцы», а ложные — «пожарники».

22:00. Вот оно, долгожданное время сна. Или нет? Большая часть караула уходит на отдых, но трое продолжают бодрствование: дежурный, дневальный и диспетчер.

«Весь этот распорядок действует при условии, что у нас нет вызовов. Как только случается возгорание, все наше прекрасное расписание сдвигается или переносится на другой день. Так, весной, когда постоянно горит трава, мы можем вообще не заезжать в часть. Без обеда и отдыха ездим от одного пожара к другому. Пожарный должен трудиться не жалея себя, так уж заведено», — подводит итог Станислав Певзнер.

6:00. В лучших традициях здорового образа жизни ранний подъем, зарядка и плотный завтрак. А затем подготовка к сдаче дежурства.

И снова 9:00. Лицом к лицу стоят два караула — сменяющийся и заступающий. Первые — утомленные, но довольные итогами смены, вторые — отдохнувшие, полные сил и готовые к трудовым суткам. Замкнутый круг — надежности и безопасности.

 

Светлана Скобелева