Семена на школьной ниве

Благодаря труду педагогического коллектива в Ново-Шиловской СОШ № 82 бережно сохраняется и постоянно развивается обучение по агротехнологическому профилю.
4-2Новошилово расположено на краю Новосибирского района в его юго-западной части. Более 50 километров отделяют село от центра района, что создает характерные для отдаленных поселений проблемы. Однако новошиловцы на расстояния не ропщут, а стараются сохранять и развивать лучшие традиции сельской жизни. Одним из примеров такого развития является Ново-Шиловская СОШ № 82, о жизни которой нам рассказали во время посещения учебного заведения. Радушно встретившие нас работники во главе с директором Валерием Козловым, невзирая на наши вялые протесты, вначале накормили вкусным обедом в школьной столовой, а затем рассказали о своем житье-бытье и показали учебные классы и пришкольные владения.
— Школа наша небольшая, — отметил директор. — Всего 90 учеников и 14 преподавателей. Несмотря на это, ребята уже более 25 лет получают теоретические знания и практические навыки по агротехнологическому направлению, ведь это у нас основа профильной подготовки. Более детальная информация есть у наших педагогов Светланы Владимировны и Натальи Анатольевны.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Зырянова, преподаватель биологии и химии, рассказывает:
— Агротехнологический профиль реализуется в нашей школе более
25 лет. В средних классах (начиная с пятого) изучаются основы таких специальных разделов, как растениеводство, животноводство, а в старших классах добавляются агрономия и сельскохозяйственная техника. Для закрепления теоретических знаний учащиеся проходят практику на пришкольном участке, а также работают с трактором. Старый трактор был больше как наглядное пособие, но в 2014 году администрация Новосибирского района получила МТЗ за победу в уборке урожая и передала его нам. Мы заключили договор с Ленинской СОШ № 47 Морского сельсовета, на основании которого после прохождения производственной практики ребята получают права на управление трактором.
На пришкольном участке выращиваем практически все овощи: свеклу, морковь, картофель, помидоры, перец. Это большое подспорье для нашей столовой — всю осень салаты из свежих овощей. Нынешнего урожая картошки и морковки хватит на весь учебный год.
4-%d0%b4%d0%b8%d0%bf%d0%bb%d0%be%d0%bcБольшую пользу нам дают контакты с епархиальным хозяйством. У них много крупного рогатого скота, лошадей, кур, кроликов. Ребята, пройдя там практику по основам животноводства, так привязались к лошадям, что до сих пор продолжают ухаживать за ними…
На наш взгляд, деревенские дети должны знать, понимать и уметь применять все сельскохозяйственные навыки: как подготовить землю, разбить грядки, подобрать семена, вырастить, сохранить, ухаживать за животными. Вот этому мы их и учим, и ребята в основном относятся к этому с пониманием. Не случайно наши выпускники, пусть и не столь много, как хотелось, связывают свою жизнь с сельским хозяйством, поступая в областные аграрные учебные заведения, а затем находят работу в различных учреждениях.
— Хочу добавить, — говорит Валерий Козлов, — про плодотворное сотрудничество с сельскохозяйственным предприятием Новосибирской епархии, которое располагается неподалеку от нас. Вы обратили внимание на вход в здание школы? Это их работа совместно с промышленно-строительным концерном «Сибирь». Крыльцо, новая плитка, красивая входная калитка в ограждении территории — это ощутимая помощь наших соседей. Они постоянно приглашают в гости и сами посещают нас: на празднике Первого звонка присутствовал отец Константин, который всегда интересуется делами школы.

Ирина Бажина, начальник управления образования администрации Новосибирского района:
— У МКОУ СОШ № 82 в с. Новошилово было транспортное средство 2006 года выпуска, но в этом году по областной программе «Школьный автобус» приобретен новый автомобиль «Газель», с помощью которого будет осуществляться регулярный подвоз школьников к образовательному учреждению. (В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет).

Другой преподаватель, учитель географии Наталья Жукова показала интересно оформленный альбом, наглядно рассказывающий о школьных делах. В нем отражена деятельность юных агрономов и их наставников на учебно-опытном участке, где находятся несколько отделов: картофельный, овощной, плодово-ягодный, коллекционный, на котором посажены растения из других районов нашей области.
— Особо выделю опытнический отдел, — говорит педагог, — здесь ребята экспериментируют с растениями, саженцами по методикам, которые школе дает районная станция юных натуралистов. Ученики проводят настоящую исследовательскую работу, тщательно ведя дневник наблюдений, по которым затем готовят доклады для выступления на научно-практических конференциях. Причем изучаем и применяем агротехнологии не только на опытном участке. Например, за участие в районном смотре-конкурсе ландшафтных проектов школьных территорий мы недавно получили диплом II степени за работу «Школьный двор — он лучший самый!» и теперь готовимся представлять наш район на областном смотре в Краснообске. Многие дети с интересом занимаются исследованиями, например ученицы 9-го класса Алена Миллер и Мария Кесслер, которые всегда активно участвуют во всех мероприятиях.
Руководитель учебного заведения провел нас по кабинетам и классам, школьной мастерской и спортзалу. С особой гордостью Валерий Анатольевич продемонстрировал новую технику, полученную недавно. Красавец МТЗ пока ждет весны в школьном гараже, а вот ярко-желтая «Газель» готовится к выходу на маршрут.
— Мы благодарны главе Новосибирского района Василию Борматову за постоянную заботу о школах, — подчеркивает директор. — Представьте: более 60% районного бюджета идет на образование.
В школьном коллективе подкупило то, что никто не жалуется на трудности, не ищет оправдания в отдаленности от районного центра. Здесь успешно решают задачу определения пути, по которому ученики благодаря полученным знаниям будут шагать уверенно.
Василий Спиридонов

Мария Кесслер:
— Изучение предметов по агротехнологиям значительно расширяет наш кругозор, и это позволяет применять знания в различных сферах. В этом году наш класс участвовал в проекте оформления пришкольного участка. Мы делали схему цветников и клумб, а затем высаживали сорта в таком порядке, чтобы расцвет в композиции был переходящим от одного вида растения к другому — то есть создавался эффект постоянно цветущей клумбы. Мне это очень понравилось!

Алена Миллер:
— Очень интересным был проект о влиянии пасынкования на урожайность томатов. На летней практике мы работаем дружно, никто не отлынивает. Занятия интересные, и время пролетает незаметно…