Школьные зернышки нравственности

 

В администрации Новосибирского района состоялась встреча митрополита Новосибирского и Бердского Тихона с представителями образовательных и культурных учреждений по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Взрослые поговорили о том, как внесение понятий о добре, семье и отечестве помогает воспитывать маленьких граждан.

Глава Новосибирского района Василий Борматов отметил, что на сегодняшний день в районе почти 15 тысяч детей, из них более 6 тысяч посещают школу. На территориях создаются условия, чтобы дети развивались физически, творчески и интеллектуально, чтобы они не росли на свое­образной культуре улиц. А нравственное воспитание идет и в семье, и в образовательных учреждениях.

Духовно-нравственное воспитание детей — основа развития любого общества, сошлись во мнении участники встречи. И немаловажную роль в этом играет именно школа, потому что здесь дети получают знания, учатся существовать в обществе, сопереживать, понимать и принимать других. Именно этому детей учит школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), который был введен в качестве эксперимента еще в 2010 году в 19 регионах страны, а с 2012 года — повсеместно в России. О роли курса в духовно-нравственном воспитании рассказала учитель истории и обществознания Краснообской школы № 1 Лариса Десяк.

«Когда мы говорим о духовном воспитании, мы говорим о формировании способности у ребенка делать выбор в окружающем океане событий, — считает педагог. — Выбор мнения, интереса, поступка, благоприятных для его становления как личности, как гражданина. У подростка должна сформироваться мотивация к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России».

Курс ОРКСЭ позволяет акцентировать внимание на главном: добре, морали, вере. Предмет направленно сближает детей и взрослых, родителей, родственников. Домашние задания предполагают выполнение вместе со взрослыми. Важно, считают педагоги, что ребенок чувствовал при том, когда ему рассказывали о прабабушке, о детстве родителей. Дети потом пишут трогательные доклады о том, что недавно узнали сами: с гордостью, как о своем достоянии.

Митрополит Тихон также подчеркнул, что все чаще в школах превалируют просто образовательные услуги, но воспитание — это задача всех взрослых вне зависимости от места их проживания, работы или вероисповедания.

«Все традиционные религии имеют понятие нравственности. Когда мы говорим о воспитании детей, нужно начать со взрослых, с себя, — отметил митрополит. — Все, что дети привносят в свою жизнь, они берут из музыки, кино, западных субкультур и праздников. Сейчас в школах процветает уголовная субкультура с матами, татуировками. В духовном воспитании есть понятия справедливости и любви. Жертвенной любви. Есть любовь, которая созидает, но есть и та, которая деградирует. Если человек не знает нравственного закона, он попадет в ловушку».

Лариса Десяк, начинавшая преподавание курса ОРКСЭ в школе 7 лет назад, отмечает, что зернышко нравственности, вложенное в детей тогда, отчетливо заметно по нынешним выпускникам. Дети меняются прямо на уроках: у них блестят глаза, роятся мысли, видно, как они начинают сопереживать друг другу, как тянутся к одноклассникам. И четвертый класс — это тот самый возраст, в котором нужно говорить с детьми о нравственном поведении. Дети с рождения близки к правильному духовному пониманию жизни. Потом им приходится адаптироваться в обществе, они теряют эту духовно-генетическую связь с предками, которые пережили много трудностей, но и накопили много опыта. Задача педагогов и родителей — провести эту адаптацию правильно. И дети вбирают не только культурные и моральные ценности, но и лучше чувствуют свои корни, получают опору в жизни, понимая, что через все трудности можно пройти. А это уже ступенька к новому обществу — нравственному, терпимому, духовному.