Укрощение Малого Барлака

На переправе через реку Малый Барлак установили понтонный мост, который в случае сильного паводка обезопасит жителей части Новосибирского района от того, что прервется дорожное сообщение на пути Кубовая — Бибиха.

Небольшая и в летнее время практически пересыхающая речка Малый Барлак, протекающая через село Кубовая, каждую весну превращается в грозную и опасную стихию. Извилистое и заросшее кустарником русло не дает свободно проходить талой воде, быстро переполняется, и река выходит из берегов, не только подтапливая дома, но и заливая дороги.

В 2010 году ситуация обострилась до предельных показателей: паводковые воды снесли мост, по которому через Малый Барлак переезжали к своим домам жители части Кубовой, а также Бибихи, Седовой Заимки и нескольких дачных обществ. В качестве временной переправы на реке соорудили дамбу с парой водоотводных труб. Как часто бывает, временная переправа быстро превратилась в постоянную: годы шли, а строительство нового капитального моста всё не начиналось — то одно мешает, то другое, то вообще не до того. В прошлом году, казалось бы, дело должно было сдвинуться с мертвой точки — деньги на строительство в размере более 36 млн рублей были найдены. Но случилась другая незадача: затянулся процесс выбора подрядчика, и лето, самое подходящее время для строительства переправы, было упущено. В итоге торги провели только к концу сентября.

Специалисты экологических служб взяли пробы, чтобы понять, как установка моста повлияет на качество воды

А ближе к весне стало понятно, что в этом году большой беды на Малом Барлаке избежать точно не удастся: снега за зиму выпало столько, что в паводок нужно ждать даже не большой воды, а огромной.

Администрация Кубовинского сельсовета начала бить во все колокола заранее. К решению вопроса подключились специалисты администрации района, которые неоднократно выезжали на место, чтобы понять, как выйти из опасной ситуации. Среди возможных решений была организация дежурства пожарной машины на отрезанной водой территории. Проговаривались также варианты работы скорой помощи. А для увеличения пропускной способности дамбы планировалось установить в ней дополнительные трубы — тогда, мол, и воды больше проходить будет, и переправа через реку, возможно, сохранится.

К решению проблемы подключили специалистов различных отраслей из района и области

Однако глава сельсовета Сергей Степанов быт настроен скептически. Он как человек, живущий в этой местности далеко не первый год, был уверен: даже дополнительные трубы не смогут пропустить весь огромный объем воды, который может прийти в Малый Барлак. В этом случае дамба на реке сослужит плохую службу: она превратится в еще один подпор. Масса воды будет накапливаться и в один далеко не прекрасный момент снесет и хлипкую преграду, и всё, что встретит на своем пути вообще. Он высказал свои сомнения на традиционной планерке, которую еженедельно проводит глава района.

Андрей Михайлов решил, что необходимо собрать большое выездное совещание с участием всех служб, которые могут помочь в решении этой ситуации, в том числе и областных. 31 марта на реку Малый Барлак выехала большая делегация, в которую входили представители Минприроды и Минтранса области, МЧС, глава Андрей Михайлов, председатель Совета депутатов Александр Соболев, замглавы Сергей Гуляев и начальник управления ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта Андрей Сухонос. На месте их встретили глава администрации Кубовинского сельсовета Сергей Степанов, председатель местного Совета депутатов Антон Скрипкин и представитель подрядчика ООО «Союздорстрой».

Последние штрихи — и по временному мосту пойдут машины

Осмотрев дамбу и взвесив все за и против, участники совещания решили рядом с действующей переправой установить временную с помощью МЧС. На период прохождения паводка дамбу разобрать, чтобы не создавать воде дополнительные препятствия. После того как талая вода сойдет, дамбу вернуть на место до тех пор, пока не будет введен в строй капитальный мост, возведение которого начинает подрядчик.

Сразу же после того, как было принято это решение, приступили к подготовительным работам: расчистили подъезды, срезали берега до нужного градуса уклона, уложили на дно бетонные плиты для опор. А 6 апреля специалисты МЧС привезли туда мост и организовали временную переправу, тем самым обезопасив дорогу Кубовая — Бибиха от опасностей, которыми грозит паводок. Сейчас там заканчивают отсыпать и разравнивать съезды, со дня на день по мосту пойдут машины.

По всем прогнозам, капитальная переправа должна быть введена в эксплуатацию к осени. И тогда Малый Барлак будет уже больше не страшен.

Ирина Полевая,
фото Ирины Полевой и Светланы Тарасовой