Науки познаём из дома

Занятия в школах Новосибирского района, как и во всей области, остановились 18 марта, у детей немного раньше начались весенние каникулы в связи с угрозой распространения коронавируса. Сколько продлится режим самоизоляции — точно не известно, а учебный год надо как-то продолжать. Региональное министерство образования приняло решение с 6 апреля перевести большинство школ региона на дистанционное обучение. На актуальные вопросы о том, как изменилась жизнь школьников, ответила начальник управления образования района Юлия Кузнецова.

— Юлия Владимировна, дистанционное обучение предполагает взаимодействие учителя и ученика на расстоянии с помощью интернет-технологий или других средств связи. Как строится эта работа в районе?

— Технические условия у всех школ разные. В зависимости от ситуации мы предлагаем три модели, рекомендованные Минобразования области. Первая полностью исключает прямой контакт между учителем и учеником: дети осваивают образовательную программу, получают и выполняют задания на специальных интернет-платформах, там же педагог его и проверяет. Вторая предполагает применение дистанционных технологий с использованием средств связи и сервисов. Модель актуальна для школ, где скорость Интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени. В этом случае прямой контакт между обучающимися и педагогом также исключен, материалы передаются ученикам через электронную почту, мессенджеры или другие способы. Для малокомплектных школ с небольшим количеством обучающихся в классах была разработана третья модель, которая допускает посещение занятий при строгом соблюдении всех санитарных требований.

— Насколько школы готовы к дистанционной работе?

— В районе 36 школ, 21 из которых начала свою работу с 6 апреля, это те учебные заведения, которые могут обучать по первой и второй моделям. Остальные подключились к работе в течение недели. Проблемы в связи с новыми условиями, конечно, есть как для педагогов, так и для учеников и родителей.

— Какие наиболее частые?

— В основном сложности технического характера: интернет-платформы не всегда срабатывают. Есть методические проблемы, связанные с организацией образовательного процесса.

— А кому приходится сложнее всего: учителям, школьникам или их родителям?

— Думаю, всем в равной степени. Преподаватели должны проделать огромнейшую работу, чтобы подстроить образовательную программу под условия дистанционного обучения. При этом связаться со всеми учениками, донести новую информацию, проверить её усвоение и многое другое. Родители в свою очередь тоже непросто переживают, ведь им приходится много времени проводить перед компьютером, разбираться с интернет-платформами, особенно это касается тех, чьи дети обучаются в начальной школе. Сами школьники, конечно, тоже волнуются, но, кажется, они как раз лучше всех адаптировались к новым условиям.

— Волнительнее всего, наверное, сейчас выпускникам 9 и 11-х классов, как они будут сдавать итоговые экзамены?

— Экзамены и проверочные работы никто не отменял. Основной период ОГЭ в этом году должен был пройти с 22 мая по 30 июня, ЕГЭ — с 25 мая по 29 июня. Теперь срок начала сдачи экзаменов для девятиклассников перенесен на 9 июня, а для выпускников 11-х классов — на 8 июня. Надеемся, что к этому моменту никакой опасности здоровью уже не будет. Если же возникнет необходимость введения дополнительных мер, они будут приняты.

— Оказывается ли дополнительная помощь выпускникам при подготовке к экзаменам?

— Самый яркий пример поддержки — Всероссийская акция «100 баллов для Победы», которая проводится по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В Год памяти и славы эта акция посвящена Победе в Великой Отечественной войне. Выпускники прошлого года, получившие наивысший результат на ЕГЭ по истории, ответят на вопросы школьников, которые волнуют их в преддверии Государственной итоговой аттестации. Акция эта ежегодная, но в этом году пройдет также в дистанционном формате. Выпускникам предложили записать свои мастер-классы на видео или провести их на платформах социальных сетей в прямом эфире с возможностью общения с аудиторией. Акция стартовала 10 апреля.

Школам оказывает поддержку Новосибирский городской открытый колледж, образовательная организация бесплатно предоставляет платформу для проведения вебинаров (Webinar. ru), организует информационную страницу «единое окно» для доступа к электронному расписанию онлайн-занятий и проводит краткосрочную подготовку учителей для работы на платформе. Сотрудничество осуществляется в рамках проекта «Сетевая школа». Уже проводятся первые онлайн-уроки, например, более 40 учеников Барышевской школы № 9 прошли видеоурок по алгебре с педагогом Татьяной Шевляковой.

Круглосуточно работает горячая линия Минпросвещения России для учителей и родителей по методическому обеспечению и организации обучения с использованием дистанционных технологий, телефон +7 (800) 200-91-85.

Будем надеяться, что все проблемы, связанные с вынужденным применением дистанционных образовательных технологий при обучении, решатся, процесс полностью наладится и перейдет в рабочий режим. Наши выпускники мобилизуют все свои силы и без особых проблем закончат год. И, конечно, надеемся, что период самоизоляции не затянется и в скором времени мы приступим к обычному режиму работы.

 Александра Фоменко, фото автора