Дави на газ

Вся спортивная жизнь Мочищенского сельсовета сосредоточена вокруг мотоклуба «МоКон». Сергей Денисенко и его команда — полноправные члены дорожного братства. Пускай они школьники, но на соревнованиях легко дадут фору взрослым.

В «седле» с 11 лет

За рулем мотоцикла Сергей Алексеевич с детства. Прокатившись на старенькой стодвадцатьпятке «Чезете», сразу понял, что такое бешеная скорость и ветер в лицо. Теперь у Денисенко больше 40 лет стажа и тысячи километров за спиной не только ровных дорог, но и бездорожья. А еще — перспективный мотоклуб и талантливая команда. Обучать молодых гонять на байках начал, когда еще жил в Болотнинском районе, а переехав в Мочище, взялся за местных ребят. Днем преподает черчение, рисование, технологию в школе, а потом — на базу. Сергей Алексеевич, наверное, уже и не вспомнит, сколько ребят прошло через клуб. Редко кто устоит перед возможностью стать настоящим мотоциклистом.

— В школе мы общаемся только как учитель и ученики. Всё по правилам. В «МоКоне» («Мочищенский конструктор») атмосфера более неформальная, дружеская. Я и воспитанники можем пошутить, поговорить на любые темы. Открывая или закрывая очередной сезон, клуб организует небольшие соревнования, выезды на природу, — рассказывает Сергей Алексеевич.

Признается, десять лет назад начинать было непросто. У команды не было даже собственного гаража. Вопрос решился быстро — выручил тогдашний глава сельсовета Валерий Михайлович Ковалёв, он, кстати, предоставил энтузиастам еще и два мотоцикла. Все остальные покупали на свои средства, получали от областного автомотоцентра, собирали или выигрывали на соревнованиях. Если бы за каждую победу получали нового железного коня, то их негде было бы ставить. А как ребята добиваются успеха? Что за дорожная «наука побеждать»? У Сергея Алексеевича своя авторская программа.

Мотоциклист должен уметь стрелять

С чего начинаются занятия в «МоКоне»? С теории. Сначала — Правила дорожного движения, оказание первой помощи. Затем — составные части мототехники, двигателя, езда, а также стрелковое и туристское дело. С ПДД, механикой всё понятно. А зачем стрельба? На соревнованиях по мотомногоборью обязательно проходят туристическую полосу, где надо стрелять по мишеням, переносить «пострадавшего», разжигать костер, быстро ставить палатку. Воспитанники делают это так же хорошо, как и управляются с мотоциклами. На прошлогоднем кубке Новосибирской области по мотомногоборью «Золотая Осень» воспитанник «МоКона» Матвей Дорош принес команде бронзу в классе «Юниор-В».

Сергей Денисенко за рулем уже 40 лет

Не менее популярен мотоскийоринг — адреналиновый, энергичный зимний спорт родом из холодной Скандинавии. Правила просты: лыжник держится за веревку, привязанную к железному коню. Экипаж должен проехать несколько кругов на время и финишировать в одной связке и как минимум на одной лыже. В советские времена такие гонки пользовались не меньшей популярностью, чем сейчас. Если это хорошо получается у потомков викингов, то у нас, жителей заснеженной Сибири, тем более. На гонках всегда много спортсменов и зрителей. Ведь это скорость, бешеный драйв и энергия. Приехать первым, довезти лыжника к финишу — многого стоит. Такое не забывается. Мочищенцы неоднократно принимали такие соревнования и у себя. Два года назад в дачном поселке собрались спортсмены из Тогучина, Ордынки, Черепаново, Барнаула, Новосибирска. Проходил второй этап областного чемпионата и первенства по мотоскийорингу. Снег, скорость, соперничество и ни с чем не сравнимая атмосфера. Все участники надолго запомнили эту гонку. Ни снег, ни конкуренты не помешали собрать призы. Воспитанники «МоКона» Сергей Черкесов, Вероника Склепович, Дмитрий Вискович, Максуд Шарипов, Максим Вечмотов, Никита Мишенин, Александр Арефьев, Вадим Буров вошли в тройку победителей в классах «А-юниоры», «В-юниоры», «Спортивный». В командном зачете наша команда выиграла первое место, оставив позади тогучинцев и барнаульцев.

В этом году областной чемпионат и первенство принесли новый урожай наград. Победителями в классе «Мини-юниор» стали Сергей Шмидт и Вадим Буров. Серебро среди «А-юниоров» взяли Матвей Дорош и Никита Кормилин. Третье место класса «В-юниор» получил экипаж Александра Вельчинского и Александра Швецова. В командном зачете наши спортсмены взяли второе место.

— Эти соревнования собирают лучшие клубы со всего региона. Со многими из них мы дружим и сотрудничаем. Если кому-нибудь нужны детали или байк на время, то охотно ему помогаем, — говорит Сергей Алексеевич.

Юбилей на колесах

В октябре «МоКон» отмечает десятилетие. Те, кто пришел в клуб в самом начале, давно выпустились. Готовится новая команда из 15 детей и подростков. Осенью они соберутся вместе и по старой традиции устроят большой заезд, открыв новый сезон. Как раз команда обзавелась новым гаражом, инструментами для ремонта мотоциклов. Осталось продумать большой, захватывающий маршрут с препятствиями — и вперед. А пока самое время повторить в режиме онлайн Правила дорожного движения.

— Я отправляю воспитанникам файл с вопросами и даю несколько минут на ответ, чтобы никто не успел вычитать или скачать ответы через Интернет. Будут аттестованы лишь те, кто справится. Кто не смог — на переэкзаменовку и никаких заездов, — отмечает Денисенко.

Сергей Алексеевич надеется, что в этом году воспитанников станет больше. С ним хотят заниматься уже второклассники. Почему бы и нет. Опыт подсказывает: из них могут получиться отличные спортсмены, что пополнят ряды дорожного братства.

Владислав Кулагин, фото автора и Сергея Денисенко