Красота не имеет границ

Становление нового конкурса — а речь в данном случае идет о районном конкурсе «Лучшая усадьба» — дело всегда непростое. Прежде всего, в психологическом плане. Кроме рассматривания предложенных конкурсных перспектив — возраст участников «Лучшей усадьбы», начиная с 18-летнего возраста практически не ограничен, — потенциальным конкурсантам надо как бы привыкнуть к нему, он должен укорениться в сознании.

В центре всего — скульптура

В Марусино с этим проблем, похоже, не было. Организован новый конкурс? Хорошо. Почему бы в таком случае не поучаствовать в нем, став своего рода первопроходцами? Тем более что у людей и желание есть, и, главное, есть что показать.

— В конкурсе «Лучшая усадьба» у нас принимают участие владельцы трех усадеб, — говорит сельский активист, председатель ветеранской организации села Марусино Валентина Папышева. — Думаю, их опыт обустройства личной усадьбы был бы очень интересен.

В этом очень скоро мне удалось убедиться, увидев чудеса благоустройства собственными глазами. Вначале отправились в микрорайон Лебяжий, где расположилась усадьба Валерия Буравкина, народного умельца, с творчеством которого марусинцы знакомы очень хорошо: во дворе марусинской 24-й школы стоит его резца скульптура «Скорбящая мать»; к установке поклонного креста в окрестностях села близ дороги Валерий Фёдорович также приложил свою руку как автор композиции. А на въезде в Лебяжий, естественно, его композиция — скульптурная группа лебедей. Весь двор своей усадьбы владелец превратил в такой своеобразный скульптурный мини-парк: тут на газоне и те же лебеди в живописных позах, и гигантская черепаха, и крокодил, и олень, и дракон в натуральную величину, и еще находящаяся в процессе работы скульптура русалки… Построенный дом еще доводится до кондиции, а скульптурный мини-парк уже работает, радуя глаз посетителей и, наверное, чуть в меньшей степени самого хозяина — надо еще осуществить ряд задумок, что-то где-то доделать, чтобы картина усадьбы была полной. Допустим, поставить близ входа с внешней стороны скульптуру льва или целую скульптурную группу — это уж как развернется фантазия. Всё это настолько вписывается в пейзаж наряду с постройками, что кажется, по-другому и быть не может. Вот, прямо скажем, нетипичный пример усадьбы, где за основу взяты именно скульптурные композиции, они не дополнение к пейзажу, они центр всего. Что-то делается под заказ, что-то для себя. В общем, парк живой и подвижный. Если аналогов в районе нет — по крайней мере, среди участников конкурса (а, судя по всему, так оно и есть), то Валерий Буравкин вполне может претендовать на отдельную или особую конкурсную номинацию.

Народный умелец Валерий Буравкин создает скульптурные шедевры на участке

Усадьба для большой дружной семьи

Совсем по-другому организовано пространство в усадьбе Штангауэров. По сути, это — целая серия пространств. Выходишь из одного — и перед тобой открываются новые виды — такие, о которых даже не подозревал. Венец — рукотворный пруд, который здесь называют бассейном, и прекрасная просторная лужайка или поляна с малыми формами, деревьями, идеальным газоном. Пространство не замкнуто — оно выводит во двор, верней, ведет ко двору, где стоит дом дочери известного в поселении и в районе фермера Виктора Генриховича Штангауэра Ольги. Самого главы этого семейного клана дома, естественно, не было — сельскохозяйственные работы на полях в самом разгаре. Нас с Валентиной Генриховной Папышевой (для которой мир усадьбы отнюдь не чужой: она — родная сестра фермера) встречала его супруга, Галина Петровна, несколько внуков и внучек и одна правнучка. А всего разновозрастной молодежи — 12 человек, лучшего времяпрепровождения и отдыха, чем здесь, у них, по-видимому, нет. «Живем здесь с 1980 года, с этого времени и занимаемся благоустройством», — рассказывает хозяйка. Каких трудов это стоило — отдельная история. Место было бросовое, низкое, постоянно затапливаемое. Такое дали. И не от хорошей жизни Виктор Генрихович решил копать котлован под «бассейн» — надо было собрать воду в одно место. Труды не оказались напрасными — лишняя вода ушла, пруд, да еще с запущенной туда рыбой, украсил усадьбу. В общем, болото превратилось в оазис, места членам этой большой семьи здесь хватает всем. Тут и уют с его укромными уголками, чисто домашней атмосферой, с садом и огородом, и простор — а это крайне редкое сочетание… Семья явно продолжает традиции наших патриархальных семей (когда все близкие родственники строились рядышком, порой образовывая один общий двор); семейные праздники здесь собирают массу народа — и усадьба Штангауэров идеально подходит для этой цели.

 За пределами личных владений

Следующим пунктом нашей поездки был поселок Приобский, давний коллективный участник конкурса «Ветеранское подворье». Именно на организации мест общего пользования, придомовых территорий и делала акцент председатель ветеранской организации Приобского Галина Лавриненко, показывая вместе со своей дочерью, Екатериной Корневой, руководителем досугового центра поселка, то, как приобцы стараются благоустроить общую территорию. Альтруизм, работа для других как для себя — тут в порядке вещей. Главный критерий — чтобы было красиво, чтобы радовало людской глаз. Улица Новая, наверное, у многих теперь на слуху, поскольку по итогам участия в конкурсе «Ветеранское подворье» была признана «самой цветочной». Ничего не изменилось с тех недавних пор, а если изменилось — то не в худшую сторону. Те же цветы, те же деревца и кусты в палисадничках перед двухэтажками и даже за тротуарами, перед дорогой. Сам жилищный фонд оставляет желать лучшего (главная проблема Приобского в том, что в поселке нет своей управляющей компании — невыгодно, видите ли, ей сюда заходить), дома старые, так и «просящие» реновации; тем острей у некоторых хозяев желание скрасить жилищные проблемы трудами по благоустройству, созидать своими руками красоту. Душа, испытывая в этом потребность, так на неё откликается, что жить на самом деле становится легче. В общем, свой «цветочный» статус улица поддерживает, и, что интересно, никто ведь не сорвет ни цветочка, ничего не сломает (разве что мальчишки, когда, играя, по неосторожности «въедут» в придорожный палисадник). А это — уже культура. Энтузиастам — любителям-цветоводам удалось добиться главного: сформировать её у односельчан, у жителей улицы. Такая уже картина и у ряда других многоквартирных домов в поселке. «Хотим, чтобы было красиво у дома», — говорит молодая мама, Ирина Гришаева, также считает папа, Александр Гришаев. Их маленькому сыну, Серёже, есть с кого брать пример. Не покладая рук трудится на придомовом участке ветеран труда Ирина Петровна Дорофеева, большой оптимист по жизни. Таких семей пока меньшинство, одна-две, в лучшем случае три на дом, но «голос» их слышен, плоды их усилий налицо, и люди с этим считаются, по крайней мере, о случаях «порчи имущества» на благоустроенной территории я не слышал.

Одно из самых ярких впечатлений — облагороженный двор нового поселкового ФАПа с ведомственным жильем. С приходом в учреждение фельдшера Татьяны Пехенько в 2019 году территория летом 2020-го словно преобразилась. Нет, её логистика, крайне неудачная (о чем говорилось при рабочем визите сюда главы района Андрея Михайлова), осталась прежней: проект просто так не изменишь. Но… во дворе появилась масса цветов — на разбитой клумбе, в цветочных горшках, стоящих на щебеночном покрытии, — глаз оторвать нельзя. Это — исключительно заслуга, добрая воля Татьяны Николаевны, большой любительницы цветов, и её супруга. Одно «оправдание» для семьи — она здесь живет, а значит, в силу давней привычки хочет так же, как и раньше, наладить, благоустроить свой быт. Такие вещи надо поощрять, почему бы подобные участки тоже не выставлять на конкурс? То же самое можно сказать и о поселковой территории — напротив ФАПа, благоустроенной ветеранами труда супругами Головиными, Валерием Аркадьевичем и Галиной Арсеньевной. Красота не имеет границ — она порой далеко выходит за границы личных усадеб.

Не покладая рук трудится на придомовом участке ветеран труда Ирина Дорофеева

 Детская классика и идеальная логистика

Сюрприз ожидал меня и на участке самой Галины Антоновны Лавриненко, на котором приходилось — в рамках конкурса — бывать раньше. Она дала возможность, пожертвовав частью территории — пойдя навстречу внукам, устроить дочери и зятю, Константину Корневу, на освободившемся пространстве детскую площадку. Итог превзошел все ожидания. Получилась настоящая «детская» классика, пусть и с индивидуальным «почерком», поскольку все делалось по собственным чертежам и расчетам, лишь картинку подсмотрели в Интернете. И пространство ничуть не потеряло — только украсилось благодаря такому сооружению. И теперь именно эта детская площадка, верней участок с площадкой, выставляется для участия в районном конкурсе «Лучшая усадьба».

На призы районного конкурса будет также претендовать усадьба Бугаревых, Антонины Александровны и Владимира Александровича. Что тут самое замечательное? На наш взгляд, совершенная логистика участка. Всего-то четыре сотки земли вместе с домом. Маловато? В общем, да. Так же считают и хозяева. Но ведь не потеряно ни одного квадратного сантиметра земли! За четыре года сделано, кажется, всё, что только и можно. Оттого и ощущение, что жить здесь комфортно и удобно, имеется в наличии вся «инфраструктура» — причем в крайне привлекательном виде: посадки, дорожки, банька, сам дом, красивая печь по центру дворика. Кажется, что декоративная, но на самом деле — действующая. А также — живой уголок: разная живность вроде породистых кроликов… Тут целое животноводческое мини-хозяйство, устроенное столь же компактно, как и всё остальное…

Такие люди, все те, о которых мы рассказали в этом материале, — соль нашей бытовой культуры. Благодаря их усилиям, а также усилиям муниципальной власти с её проектами благоустройства эта культура в последнее время и набирает обороты.

Юрий Малютин, фото предоставлены Екатериной Корневой