Говорите детям, что вы их любите

Сегодня в каждой школе, даже малокомплектной, есть штатный психолог. Его задача — помочь учащимся адаптироваться к учебному процессу и комфортно пройти все ступени обучения.

В Верх-Тулинской школе № 14 работает служба психолого-педагогического и социального сопровождения, которая оказывает консультативную и методическую помощь не только учащимся и родителям, но и педагогам других школ. По итогам 2020 года авторский коллектив службы сопровождения стал победителем регионального конкурса лучших практик «Профилактика девиантного, аддиктивного, делинквентного и суицидального поведения несовершеннолетних». Мы попросили педагогов поделиться наработанным опытом и дать советы родителям по воспитанию детей.

Входите — открыто!

Кабинет службы расположен на первом этаже образовательной организации. Когда-то здесь проходили уроки технологии: стояли верстаки, столярные станки. А сегодня это комната отдыха, релаксации и задушевных бесед. Сюда может прийти каждый, кому стало тревожно, грустно, поделиться своей проблемой, спросить совета, получить консультацию или просто поговорить. Двери службы сопровождения открыты с утра и до вечера. —

Было время, когда слово «психолог» отпугивало. Считалось, что за помощью к специалисту обращаются люди с психологическим расстройством. Родители поначалу относились с предубеждением: мол, мы росли без психологов и нашим детям он не нужен. Но сейчас всё изменилось, — считает руководитель службы Марина Косицына. — К нам идут без страха.

История создания психолого-педагогической службы началась в 2011 году. У её истоков стояла талантливый педагог-психолог Наталья Чугунова. Сейчас её дело продолжает учитель-дефектолог Марина Косицына, которой помогает целая команда профессионалов: педагоги-психологи Надежда Ощепкова и Евгения Яценюк, социальные педагоги Татьяна Зайкова и Александра Мячина, учитель-логопед Наталия Сизова.

Главной задачей психолога было выявление детей группы риска, тех, кому нужна была помощь в адаптации к учебному процессу. В этот список входили двоечники, школьники, прогуливающие уроки, с неудом по поведению и другие дети, которых принято называть трудными. Постепенно список расширялся. Выяснилось, что помощь нужна и отличникам, тем, кто испытывает стресс на экзаменах. Под крыло психологической защиты попали дети из опекаемых семей, неблагополучных семей. В последние годы добавилась еще одна категория — дети с ограниченными возможностями здоровья. Верх-Тулинская школа одна из первых в районе включилась в инклюзивное обучение. Наряду со здоровыми детьми здесь учатся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой развития, отклонением в поведении. Для них специально сделали кабинет на первом этаже, чтобы можно было заезжать на инвалидной коляске.

— Из шести детей-колясочников регулярно посещает школу только один мальчик. Остальные учатся на дому. Кто-то стесняется, кому-то сложно доезжать до школы. С ними занимаются наши педагоги: учителя-предметники, учитель-логопед. Сами понимаете, какое терпение нужно педагогу в работе с такими детьми. И это, пожалуй, наше главное профессиональное качество, — говорит Марина Сергеевна.

Евгения Яценюк с упоением рассказывает о мальчике, который умеет писать без рук: «У него атрофия верхних конечностей, руки не работают. И он научился писать с помощью зубов. А видели бы вы, как он отлично рисует!»

Профессия — тьютор

В отличие от психолога, который исследует проблему ребенка, тьютор — это активный действующий персонаж. Своего рода соучастник. Он должен понять, какая деятельность ребенку подходит лучше всего, чтобы адаптировать его к учебному процессу.

Татьяна Зайкова описала две успешные практики, которые вошли в конкурсную работу. На примере своей работы с детьми она доказала, что не бывает безнадежных случаев. Главное — найти к ребенку подход.

— У нас был первоклассник, который не давал никому покоя. Не слушался на уроке, мог внезапно встать и уйти или вовсе броситься с кулаками, если что не так. Мне пришлось сесть с ним за парту, — рассказывает Татьяна Анатольевна. — Постепенно мы подружились, стали друг другу доверять. Ну а дальше пошло как по маслу: наладилось поведение, улучшилась успеваемость. Бывало, что понимать учебный материал было проще в процессе игры или творческой деятельности. Ребенку нужен был активный процесс — тогда у него включался мозг и воображение, — делает резюме тьютор.

Другой пример успешной социализации ребенка отмечен в старшем возрасте. Мальчик из-за слабой успеваемости попал в аутсайдеры. На этой почве физически крепкий и амбициозный ребенок испытывал проблемы в общении. Гармонизация личностного роста произошла в 7-м классе, когда подросток записался в кадетский класс. На первый план вышли качества, которые до этого были не востребованы: сила, упорство, воля и внешняя привлекательность. У школьника повысилась самооценка и вместе с ней — успеваемость!

Совет родителям: если у ребенка есть недостатки, значит, у него есть и достоинства. Помогите проявиться хорошим качествам, и тогда плохие уйдут сами.

Страх неудач

В современном обществе культивируется образ успешного человека. Об этом снимают фильмы, пишут книги. Не говоря уже о социальных сетях, где всё всегда красиво и хорошо. Искаженная картина жизни как вирус передается детям и разъедает их неокрепшую психику. Зачастую малейшая неудача или промах воспринимается как трагедия. Особенно болезненно реагируют отличники.

Время подготовки к Государственной итоговой аттестации у школьных психологов считается горячей порой. С помощью специальных тестов они выявляют уровень тревожности у детей, проводят специальные консультации, которые помогают справиться с повышенной нервозностью и волнением

— Был случай, что по медицинским показаниям был перенесен экзамен для девятиклассницы. Девочка так разволновалась, что не смогла даже прочитать билет. Целый месяц с ней занимались психологи, чтобы успокоить и вернуть уверенность в себе. Нам это удалось, пересдача прошла успешно, — приводит Марина Косицына.

Совет родителям: не требуйте от детей успеха во всем. Вспомните о собственных неудачах. Вы их пережили и стали сильнее. Так расскажите об этом детям!

Волшебное слово «люблю»

Гармонизация семейных и межличностных отношений — одна из главных задач службы сопровождения. Она идет рука об руку с другой злободневной проблемой — профилактикой подросткового суицида. Тема тревожная, болезненная. Причиной несчастных случаев, как правило, становится конфликт в семье, буллинг в школе, неразделенная любовь. Исследуя все типы отклонения в поведении подростка, психологи заметили очевидную вещь: в семьях, где царят теплые доверительные отношения между родителями и детьми, признаки суицидального расстройства отсутствуют. А если ребенок закрылся, забился в угол и никого не хочет подпускать в свой мир — с этим нужно разбираться.

В Верх-Тулинской школе проводится комплексная работа педагогов-психологов и социальных педагогов со всеми участниками образовательного процесса: отдельно организуется встреча с учениками, отдельно с родителями и, наконец, все вместе: дети, родители, педагоги. Самое главное — задать правильный тон беседе, откровенный, доверительный.

Практика, которую применили педагоги, уже разлетелась по школам и попала в социальные сети. Она называется «Скажи родителям «люблю».

— Выпускники 11-го класса предложили провести эксперимент. Они звонили своим родителям по громкой связи и говорили им три простых слова: «Я тебя люблю!», — рассказывает Надежда Юрьевна. — Вы бы видели, какое это было удивление! Кто-то из родителей реагировал естественно: «Я тебя тоже люблю, мое солнышко!» А кто-то паниковал: «Что случилось? Ты что-то натворил?» Дети снимали это на видео. Потом смонтировали ролик и показали его на празднике последнего звонка. У многих на глазах появились слезы.

Совет родителям: говорите детям, что вы их любите, даже когда они взрослые.

 О пользе похвалы

Директор 14-й школы Надежда Уксусова гордится службой сопровождения. «Мои девочки» — ласково называет своих коллег. Почти все они — её бывшие ученики, выпускницы Верх-Тулинской школы.

— У нас образовалась замечательная команда. Знаете, почему они всё время побеждают в конкурсах? Потому что любят свое дело и помогают друг другу. Не тянут одеяло на себя. Каждый из них ценен и каждый талант. Вечером, когда я иду с работы, проверяю их дверь. «Эй, вы почему еще на работе? А ну марш домой. У вас же дети!»

Вывод: у талантливого учителя вырастают талантливые ученики.

Елена Азарова, фото автора