Ответ на «Большие вызовы»

В Новосибирской области подвели итоги регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Больше всего победителей и призеров среди школьников из муниципальных районов представляли наш Новосибирский район.

Конкурс «Большие вызовы» – это масштабное мероприятие для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. Его цель – выявление и развитие у молодежи творческих способностей, интереса к проектной, научной, инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.

Финал регионального этапа проходил на базе Образовательного парка им. О. Кошевого с 15 по 19 марта. В нем приняли участие ученики 7–11 классов со всей Новосибирской области, всего – 114 школьников. Новосибирский район представляли 15 ребят из 6 образовательных организаций. Участники представили свои разработки и исследования для оценки авторитетным экспертам. Были как индивидуальные, так и групповые работы. По итогам проведения финала определены 24 победителя и 37 призеров (35 из них представляли Новосибирск, 26 – районы и города области).

Сразу пять школьников из Новосибирского района – лучший результат среди муниципальных районов – вошли в число победителей и призеров конкурса. Победителем в направлении «Когнитивные исследования» стала ученица Верх-Тулинской школы № 14 Алёна Огнева. Призеры – Александр Киселёв, воспитанник Станции юных натуралистов и ученик Краснообской школы № 1; Антон Тарадаев, также воспитанник СЮН, ученик Краснообской школы № 2, Григорий Шугаров из Краснообской школы № 1 (их направление – «Агропромышленные и биотехнологии») и Дарья Дик, ученица Краснообской школы № 1 и СЮН (направление «Генетика и биомедицина»).

Чтобы занять призовые места, ребята вместе с наставниками проделали очень серьезную работу. Чтобы идея стала полноценным проектом, пришлось приложить немало усилий и стараний. Но ведь и было ради чего. Помимо дипломов и памятных призов, ребятам начислили до шести дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в НГТУ-НЭТИ.

– Ребята пришли ко мне с твердым желанием освоить исследовательскую деятельность, научиться защищать свои научные идеи, – рассказала наставник двух призеров, педагог СЮН Татьяна Попова. – Я помогла им выбрать интересные темы. Александр Киселёв участвует в «Больших вызовах» второй год. В прошлом году занимался темой подкормки растений. В этом году взял смежную тему – изучал концентрацию тяжелых металлов в листовом опаде. Задача была понять, можно ли использовать опавшую листву как основу для компоста. Брали материал в трех местах: с высокой транспортной загруженностью, в «чистых» зонах Новосибирска и в Краснообске. Провести необходимые исследования нам помогли в институте животноводства Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН. Огромное спасибо заведующему лабораторией биохимии института Юрию Викторовичу Итэсю. Результаты показали, что в листовом опаде, взятом даже на самых загрязненных территориях, содержание металлов не превышало предельно допустимых концентраций, так что можно сделать вывод, что осенняя листва вполне пригодна для удобрения почвы и растений. Антон Тарадаев проверял качество воздуха, исследуя количество лишайников. Они все впитывают, но не имеют эффективной системы выделения, поэтому в местах с загрязненным воздухом их количество существенно уменьшается. Антон пришел к выводу, что самый чистый воздух в Краснообске в лесных зонах, а также что, чем выше от поверхности земли, тем чище воздух (замеры делали на уровне 0,5 м и 1,5 м). Ребята проделали большую работу. И не только над самим проектом; важно было научиться отстаивать свою точку зрения, научиться ориентироваться в научных знаниях на изучаемую тему, а для этого прочитать немало литературы. Очень рада за наших воспитанников.

Верхтулинка Алёна Огнева выбрала для себя довольно сложное направлении – «Когнитивные исследования». Как рассказала ее наставник, учитель проектной деятельности школы № 14 Марина Радченко, проект был командный, но все же большую часть аналитической работы Алёна провела сама. Цель проекта – оценка параметров внимания и тревожности у младших школьников. Работа над проектом началась в марте прошлого года в рамках школы наставников от лаборатории при НГУ «Инжевики». В результате юные исследователи сделали вывод, что для успешной учебы важно научиться справляться со стрессовыми ситуациями, развивать навыки саморегуляции. Сейчас задача – разработать специальные тренинги.

Победители и призеры регионального этапа примут участие во всероссийском. В первом туре ребятам нужно будет выполнить олимпиадные задания по своему направлению, а их работы в онлайн-режиме пройдут предварительную оценку экспертной комиссией. Всех, кто пройдет во второй тур, пригласят на индивидуальное очное собеседование. Победители заключительного этапа смогут поехать в Образовательный центр «Сириус» в Сочи в июле этого года.

Поздравляем всех наших школьников и желаем удачи на следующем этапе.

Татьяна Кузина