Как вернуть деньги?

Лето – пора отпусков. Всем хочется отдохнуть и набраться сил перед очередным рабочим годом. Многие стараются слетать на курорты, побывать у родных и близких. Туристы стараются заботиться об отдыхе заранее – приобретают путевки, билеты. Но нередко можно услышать истории, когда отменяются рейсы или по объективным обстоятельствам поездку приходится отложить. Что делать в этой ситуации и как вернуть потраченные средства, пояснили специалисты регионального Роспотребнадзора.

Вопрос: «Заблаговременно приобрели билеты на самолет. Через месяц авиакомпания сообщила, что рейс не состоится по техническим причинам. Теперь не хотят возвращать деньги за сборы. Имеют ли они на это право?».

Ответ: «Это неправомерно. Согласно ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в том числе в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. В случае вынужденного отказа от договора воздушной перевозки провозная плата потребителю возвращается».

Вопрос: «Взял туристическую путевку, но накануне случилась проблема у родственников (экстренная госпитализация), в результате я вынужден был отказаться от поездки. По телефону переговорил с туроператором и попросил отменить поездку и вернуть деньги. Турфирма отказывается возвращать деньги категорически».

Ответ: «В силу ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, к которым относятся в том числе, невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста и другие обстоятельства). При предъявлении требования об отказе от исполнения договора также следует руководствоваться ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой указано, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Если договор о реализации туристского продукта заключен вами с турагентом, то ответственность по возврату уплаченных в счет договора денежных средств, в соответствии с вышеуказанными правилами, возлагается как на турагента (исполнителя услуги по реализации туристского продукта), так и на туроператора (исполнителя услуг, включенных в туристский продукт). Рекомендуем требования, предусмотренные законом направить указанным лицам в письменной форме. При неудовлетворении требований либо несогласия с выставленной исполнителями суммой понесенных расходов, защитить нарушенное право можно только в суде (ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст. 17 Закона)».

Вопрос: «Купил запчасти, но они мне не подошли. По телефону менеджер сообщил, что уже прошли сроки возврата, и деньги я вернуть не смогу. Как быть?»

Ответ: «Стоит напомнить, что согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», покупатель вправе предъявить требование продавцу об обмене (возврате) непродовольственного товара надлежащего качества (не подошедшего по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации) в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. По истечении указанного срока данное право утрачивается. В этом случае потребитель вправе требовать возврата товара при обнаружении в нем недостатка, обусловленного несоответствием фактических потребительских свойств (технических характеристик) запчастей, заявленным в информации о товаре (переданной продавцом потребителю вместе с товаром)».

Подготовлено по материалам Управления Роспотребнадзора
Фото с сайта  freepik.com