Главная профессия на земле

5 октября отмечается День учителя. В педагогических классах Новосибирского района проводятся открытые уроки, посвященные этой профессии. В лицей № 13 Краснообска на встречу со школьниками пришли известные педагоги, одни из основателей этого учебного заведения – заслуженный учитель России Лидия Николаевна Ниятченко и почетный работник образования Новосибирской области Александр Васильевич Катанский. Общий педагогический стаж на двоих – 110 лет.

Физики и лирики. Технари и гуманитарии. Спор между ними, разгоревшийся еще в начале 60­-х годов прошлого столетия, не стихает до сих пор. Он продолжился и здесь, на открытом уроке. Лидия Ниятченко – учитель русского языка и литературы, бессменный руководитель литературной гостиной лицея, и Александр Катанский – учитель физики, бессменный руководитель творческого объединения лицея «ТЮФ», что означает «творчество юных физиков». Мэтры педагогики оставили глубокий след в образовательной деятельности лицея. Они воспитали целую плеяду талантливых учеников, среди которых люди самых разных профессий, в том числе учителя.

Учитель – профессия, востребованная на рынке труда. Учителей не хватает. Поэтому во многих российских школах создают педагогические классы, чтобы подготовить старшеклассников к выбору профессии. В Новосибирском районе в новом учебном году открыто 11 педагогических классов – в Краснообских школах № 1 и № 2, Ярковской школе № 3, Гимназии «Краснообская», Железнодорожной школе № 121, Новолуговской школе № 57, Криводановской школе № 22, Кудряшовской школе № 25, Пашинской школе № 70, Толмачевской школе
№ 61. Есть такой и в лицее № 13 –
10­й класс «В». Кроме основ педагогики, дети будут изучать психологию. Наука модная, полезная в жизни. Потому сформировать психолого-­педагогический класс не составило труда. Но сколько из этих ребят пойдет работать в школу?

«Поднимите руки, кто из вас сейчас думает о профессии педагога-­учителя?» – спросила лицеистов Лидия Ниятченко. Из двадцати человек подняли руки трое. Такой ответ, похоже, нисколько не удивил опытного педагога. «Честно. Молодцы», – спокойно сказала Лидия Николаевна и призналась, что сама в 17 лет еще не знала, кем будет. «Я выросла в Благовещенске, на Дальнем Востоке. Училась в экспериментальной школе, единственной в городе, где мальчики и девочки обучались вместе. До этого обучение велось раздельно. Представляете, как мы радовались! У нас был смешанный хор, свой драмкружок. На вечерах играл духовой оркестр… На выпускном мы с группой одноклассников решили поехать учиться в Томск, в университет. Я очень любила читать. Еще в школе прочитала Драйзера, Бальзака, Джека Лондона. Выбрала гуманитарное направление. Тогда был один факультет – историко­-филологический. Окончила его хорошо. В дипломе в графе «специальность» было написано: филолог, учитель – через запятую. Возможно, я стала бы филологом, изучала бы литературу, преподавала в вузе. Но я вышла замуж за военного, и мы уехали служить в Новосибирскую область. Куда пойти работать? Конечно, в школу!», – рассказала свою историю заслуженный учитель.

Педагогический стаж Лидии Ниятченко – 60 лет. У Александра Катанского немного меньше – 50 лет. «Пять лет я искал себя», – признался физик. Сказал он это так буднично и в то же время проникновенно, что в зале повисла пауза. «Не благодаря, а вопреки», – подытожил с улыбкой учитель.

Ниятченко и Катанский как представители шестидесятников, излучали тот тонкий юмор и иронию, которые так свойственны творческой интеллигенции. При этом ни словесной позолоты, ни металла в голосе, ни назидательной нотки в адрес учеников не было. Иногда, правда, проскакивала легкая провокация, но только с тем, чтобы разогреть аудиторию, пробудить интерес. Катанский рассказывал, как проводились опыты по физике, когда еще можно было взрывать и поджигать нечто в стеклянных колбах. «Кто­нибудь знает, как из жидкого азота сделать жидкий кислород? Не знаете. Потому что пожарные все нам запретили. А вот раньше…» Физик листает презентацию с фотографиями десятилетней давности. Первый губернаторский класс физиков – аналог физматшколы, ныне СУНЦ НГУ. Его выпускники уже окончили вузы, стали учеными. Катанский с любовью рассказывает о них, помнит каждого. «А это Петя. Знаете, чем был знаменит? На уроке он отвечал: “Я не понял”. Раз пять приходилось объяснять, пока поймет. Зато сейчас Пётр большим человеком стал. Не благодаря, а вопреки», – снова повторил свою любимую фразу Александр Васильевич.

По мнению Катанского, формула успеха учителя проста и очевидна. Это эрудиция, харизма, кураж. Учитель должен Удивить, Увлечь и только потом Учить. Но в первую очередь – Уважать ребенка. В маленьком человеке заложена большая личность.

Лидия Николаевна напомнила о том, что при создании лицея в 1991 году, тогда это была гимназия, были заложены демократические принципы, которые, к ее радости, сохраняются до сих пор. В коллективе принято обсуждать вопросы открыто, учителя и лицеисты участвуют в общих дискуссиях. Если ребенку нужна помощь, он может рассчитывать на педагога, как говорится, к психологу не ходи. Приветствовались дружеские отношения с коллегами, родителями, детьми, но без панибратства. «Мы в КВН с учениками играли, не боялись критики и насмешек. Такое порой сочиняли…», – говорит Лидия Ниятченко и цитирует несколько хлестких фраз, которые сегодня, возможно, кто­то бы счел чрезмерно дерзкими.

Еще одна особенность шестидесятников – отличная стихотворная память. Филолог Ниятченко и физик Катанский по очереди цитировали классиков. Вспоминали бессмертного Пушкина, сатирика Фонвизина, отца всех наук Ломоносова. А завершилась беседа чтением стихотворения Роберта Рождественского «Учителям»: «Удачи вам, сельские и городские // Уважаемые учителя, // Добрые, злые и никакие // Капитаны на мостике корабля!» – читал наизусть Катанский. Ему тихо вторила и подсказывала, когда забывались слова, Лидия Николаевна. Последние строки они произнесли хором уже вместе с лицеистами, которые успели найти стих в интернете: «Учитель – профессия дальнего действия. // Главная на Земле!»

Урок как спектакль. Если интересно, пролетает незаметно – на одном дыхании. По законам театрального жанра снова вернулись к фразе, с которой все началось: «Учитель – это призвание или осознанный выбор?» Лицеисты пришли к выводу, что разделительный союз «или» нужно заменить на «и». И призвание, и выбор. И как говорит физик Катанский, «не благодаря, а вопреки».

Елена Азарова, фото автора