Дом художника

Когда говорят о художественной школе, то первым делом подразумевают не стены и здание, а педагогов, основы школы, традиции, успехи и достижения. И, конечно, громкие имена.

Краснообская детская художественная школа до сих пор не имеет своего собственного помещения. Но имеет имя. Она входит в десятку лучших детских школ России. Завоеванные ее учениками множество наград на выставках и конкурсах российского и международного уровнях, Дельфийских играх говорят о том, что Краснообская «художка» – явление уникальное. Это авторская школа, которую в свое время создала Елена Шаповалова, а теперь ее дело успешно продолжает дочь – Марина Шаповалова.

О том, как все начиналось, в чем залог успеха и как избежать конфликта поколений в творчестве, мы беседуем с заслуженным работником культуры России, первым директором школы Еленой Шаповаловой.

– Елена Геннадьевна, Вы стояли у истоков создания художественной школы. Расскажите, с чего все началось?

– Школа была организована в 1980 году по инициативе художника-энтомолога Виктора Гребенникова. Это был замечательный ученый и прекрасный иллюстратор. В свое время он жил в Омской области, где было большое количество художественных школ. А когда переехал в Краснообск, предложил Президиуму ВАСХНиЛ открыть такое учебное заведение здесь, в научном городке, чтобы дети могли получать художественное образование и поступать в профильные вузы. Идея была поддержана Департаментом культуры Новосибирской области. Открыли школу в квартире на первом этаже жилого дома. Первый набор – 60 детей. На сегодняшний день у нас обучаются более 190. На базе школы действует Студия художественного развития «Шедевр», в которой более 400 детей от 3 лет до 12 лет.

Натюрморт с самоваром. Мария Ефименко

– Как вы стали директором Краснообской ДХШ?

– В то время заканчивала пятый курс художественно-графического факультета первого выпуска Новосибирского педагогического института, теперь это Институт искусств. Был дефицит творческих кадров, не хватало художественных школ. Президиум предложил мою кандидатуру и меня утвердили. Некоторые ведущие преподаватели и лучшие выпускники НГПИ составили основной профессиональный коллектив новой школы, что изначально определило высокий уровень образования и перспективы развития.

– У школы широкий спектр направлений обучения: станковое искусство, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство – мастерская художественного текстиля, мастерская художественной керамики. Такой перечень характерен для художественного вуза. Это не случайно?

– В период становления было открыто два отделения: станкового и декоративно-прикладного искусства. В своей работе изначально опираемся на академические традиции художественного образования. Декоративно-прикладное отделение – уникальное для Новосибирской области. В процессе решения учебно-творческих задач его преподаватели и обучающиеся создали богатую коллекцию произведений традиционного и современного искусства. Большим достижением школы стало открытие отделений архитектуры и дизайна, базирующихся на предпрофессиональных программах.

Школа дает высокий уровень образования, что подтверждается успехами на Молодежных Дельфийских играх и других престижных конкурсах. Многие выпускники стабильно поступают в профильные учебные заведения в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве.

– Если говорить об авторской направленности, то существует понятие «краснообская живописная школа». Что ее отличает?

– Когда впервые услышала такое словосочетание, как «краснообская авторская школа», то была очень удивлена. Мы добросовестно работаем, опираемся на классические традиции. Но коллеги из других школ и городов отмечают, что ДХШ имеет свое лицо и авторские наработки. Действительно, за 43 года сформировалась стройная система обучения. Наших учеников отличает живописное мышление, глубокое понимание основ цветоведения, развитые технические навыки, умение работать с натурой. И это ложится в основу восприятия и создания ими художественного образа.

– Я много слышала о ваших пленэрах. Дети и преподаватели ждут их с нетерпением.

– Пленэрные выездные проекты – это ежегодная традиция школы с 1980 года. Самый первый был организован в Боровом для 60 учеников. Рисовать на лоне природы – огромное удовольствие для художника. На сегодняшний день у школы широкая география пленэрных проектов, практически вся Россия: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская земля, Байкал, Алтай, Золотое кольцо России. Каждый год после летних сезонов делаем отчетные выставки на крупнейших площадках города и региона.

Горецкий монастырь ( г. Переславль-Залесский). Надежда Базлова

– А насколько успешны в профессии ваши выпускники?

– Практически на всех курсах профильных вузов города обучаются наши выпускники. Очень многие создали авторские бренды и являются руководителями собственных компаний. Многие стали преподавателями.

– Когда я беседовала с победителями Дельфийских игр, они с большим уважением говорили о вас, Елена Геннадьевна. Считают вас своим учителем. А кто для вас послужил примером в искусстве?

– Вспоминаю своих наставников, преподавателей вузов. В их числе два замечательных художника-живописца. Иван Петрович Попов— брат Василия Шукшина, они вместе выросли в Сростках, потом учились в Москве. Всю жизнь поддерживали друг друга, и оба внесли огромный вклад в российское искусство. Иван Петрович был моим учителем в институте. В свое время он учился у Татьяны Ниловны Яблонской в Киеве, и щедро делился своим опытом и методикой. Потом была еще одна знаковая встреча на пленэре в поездке по Золотому кольцу России. В Переславле-Залесском я познакомилась с Михаилом Георгиевичем Абакумовым. Он родом из Коломны, много лет преподавал в Москве в Суриковском институте. Его творчество — это достояние русского искусства. Подаренные им альбомы мы изучаем с детьми практически на каждом занятии. На любой вопрос, который возникает в процессе работы над композицией, находится ответ в его картинах.

– В чем вы видите перспективу развития Краснообской ДХШ?

– Чтобы развиваться, необходимы новые площади – новое здание. Нам давно тесно на старом месте. Будь у нас свое помещение, мы могли бы проводить научно-методические конференции – статус и профессиональный уровень нам это позволяет. Давно хотим открыть детскую картинную галерею, чтобы показать миру наших талантливых звездочек. Есть запрос на расширение спектра образовательных услуг, в том числе для взрослых. При возможности получить новое здание Краснообская школа приобрела бы огромные перспективы развития.

Беседовала Елена Азарова, фото предоставлено Краснообской ДХШ

PS: Администрации Новосибирского района, р. п. Краснообск и руководство районного управления культуры не оставляют без внимания проблемы ДХШ. Уже сейчас можно сказать об определенных перспективах расширения площадей школы: достигнута договоренность с руководством СФНЦА РАН о том, что часть пустующих помещений научного центра будет предоставлена для использования под нужды учебного заведения. Сейчас идет работа с федерацией по оформлению всех необходимых документов.