Лучшие педагоги района – 2023

Всероссийский конкурс «Учитель года» проводится уже более тридцати лет. Особенно актуален он именно в этом году – объявленном в России Годом педагога и наставника. Не случайно муниципальный этап конкурса, который прошел 13 марта, собрал такое большое число участников – 26 учителей самых разных предметных областей.

Во все времена к профессии педагога предъявлялись высокие требования. Вызовы времени заставляют современного учителя постоянно повышать свои профессиональные компетенции, совершенствовать навыки в обучении и воспитании подрастающего поколения. Конкурс «Учитель года» – возможность показать свои лучшие профессиональные качества, рассказать о своем опыте коллегам, поделиться уникальными находками. Вместе с учителями с большим стажем в конкурсе участвуют и молодые педагоги.

13 марта в актовом зале районной администрации собрались учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, информатики, физики, химии, биологии, истории и обществознания, иностранного языка, физической культуры, представлявшие 22 образовательных учреждения района.

– Не секрет, конечно, что участие в «Учителе года» занимает много времени, отнимает много сил и энергии, но конкурсы профессионального мастерства – это всегда победа над собой, толчок для новых свершений. Конкурс помогает раскрыться, показать себя, научиться чему-то новому, – отметила в приветственном слове руководитель районного управления образования Юлия Кузнецова. – Ваша работа в ходе подготовки к конкурсу говорит и о том, что вы лидеры в образовании Новосибирского района, вы самые трудолюбивые, самые ответственные и самые творческие. Всем удачи и дальнейшего профессионального развития!

Муниципальный этап стартовал еще в феврале. Сначала участники должны были подготовить и в заочном формате представить на суд жюри «Медиавизитку» с рассказом о своем профессиональном кредо, своих достижениях и успехах. Затем провести открытый урок (жюри также оценивало его в видеозаписи). Следующий этап – уже очный – «Методическая мастерская», для которого педагоги подготовили выступления, демонстрирующие собственный педагогический опыт.

Все 25 участников (один педагог не смог приехать, хотя прошел заочные этапы) рассказали о том, какие педагогические технологии и методы помогают им в обучении детей, помогают сделать уроки интересными, эффективными, продуктивными для учеников. Большинство из них, конечно, известны, но каждый педагог умело применяет их по-своему, ведь все зависит от предмета, от возраста школьников, от, так скажем, «характера» класса. Одним из самых популярных остается метод игры. Многие педагоги применяют современные технологии и интернет-ресурсы.

Хочется отметить оригинальную идею Елены Образцовой, учителя русского языка и литературы Издревинской школы № 58. Она начинает свои уроки с трейлера. Да-да, по аналогии с трейлерами к фильмам, буктрейлерами. Так она с самого начала привлекает внимание детей к теме. Трейлер урока должен быть не более трех минут, лаконичный, при этом емкий, а главное, образный (и образы должны быть связаны с жизнью детей), создающий интригу, «цепляющий», в нем ставятся вопросы, на которые дети и находят ответы в течение урока. Трейлер может быть в форме игрового мини-фильма, анимации, традиционной презентации. Так, по мнению педагога, урок проходит намного эффективнее, материал лучше усваивается, да и престиж учителя повышается в глазах учеников, ведь он использует современные технологии, а значит, готов говорить на их языке.

Особое начало урока выбирает и учитель физкультуры гимназии «Краснообская» Алексей Худин. Подготовка к уроку начинается вместо обычной разминки с игрового элемента – эстафеты, ролевой игры. Ученикам, считает Алексей Тимофеевич, нужно сначала «наиграться», это позволяет не только физически подготовить детей к занятию, но и эмоционально. Педагог тут же провел для жюри и коллег подобную игру-разминку. Алексей Худин еще и руководитель районного методического объединения учителей физической культуры, вместе с коллегами он запустил в районе первую школьную спортивную лигу. Это, по мнению педагога, серьезный шаг в развитии детского спортивного движения.

Интересные приемы педагоги района используют для изучения точных наук. Так, учитель математики Кудряшовской школы № 25 Вера Соловьёва для закрепления материала предлагает детям сочинить синквейн (нерифмованный текст из пяти строчек, выстроенных по определенной схеме) о натуральных числах или диаманту (семистрочник) о теореме Пифагора. А Александр Савинов, учитель физики школы № 18 ст. Мочище, помогает ребятам решать сложные задачи с помощью ТРИЗ-технологии, в основе которой лежит креативный подход. Ребятам ставится проблема, каждый предлагает свои варианты, обосновывает их, и в процессе обсуждения все вместе приходят к какому-то единому решению.

После каждого выступления эксперты задавали участникам уточняющие вопросы. В состав жюри конкурса вошли представители районного управления образования, профсоюзной организации, руководители образовательных организаций, учителя. Работа жюри была не из легких, ведь каждый конкурсант мастерски подошел ко всем этапам, у каждого были свои интересные находки.

 

В финал конкурса вышли сразу семь участников – Алексей Худин, Елена Образцова, Вера Соловьёва, Александр Савинов, Марина Огнева (учитель истории и обществознания в лицее № 13 р. п. Краснообск), Оксана Вильгельм (учитель информатики в ЦО «Верх-Тулинский»), Анастасия Колмакова (учитель английского языка в Новолуговской школе № 57). Им предстояло пройти еще одно испытание – пресс-конференцию «Вопрос учителю». Члены жюри задавали самые разные вопросы, а участникам нужно было найти свой, непохожий на других ответ. Были вопросы, отвечая на которые нужно было порассуждать, например, профессия учителя – это ремесло или творчество, или смогут ли роботы заменить учителя. Были и более конкретные – с какой фразой вы заходите в незнакомый класс, оправдались ли ваши ожидания от участия в конкурсе. Бурное обсуждение вызвал вопрос о современной процедуре итоговой аттестации школьников, об ОГЭ и ЕГЭ.

По итогам всех испытаний победителем муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2023» стал Алексей Худин. Теперь он представит Новосибирский район на областном уровне, ему предстоит показать нашу систему образования с самой лучшей стороны.

– «Учитель года» – это особая атмосфера, это настоящий праздник, – поделилась впечатлениями член жюри, победитель муниципального этапа, лауреат регионального этапа конкурса 2022 года, учитель в лицее № 13 Людмила Фефелова. – В прошлом году я сама была в числе участников и поэтому с пониманием смотрела на конкурсантов. Ведь конкурс – это выход из зоны комфорта. Участников было много, 26 человек. Радует, что у нас много молодых перспективных педагогов. Видно, что участники изучали опыт прошлых лет, многих ошибок удалось избежать. На каждом этапе были свои лидеры. Раскрылись коллеги на очных выступлениях, особенно на пресс-конференции, тут ведь неподготовленная речь, нужно донести свои мысли и донести их грамотно. Желаю нашему победителю Алексею Тимофеевичу Худину успехов на следующем этапе, уверена, он сможет показать свои педагогические «изюминки» и защитить честь нашего района.

Татьяна Кузина, фото Алины Николаевой