Жар-птица танца растопила сердца

В Доме культуры села Криводановка прошел традиционный районный фестиваль-конкурс хореографических коллективов «Жар-птица».

Искусство молодых

Программа конкурса – обширнейшая. Пять номинаций: классический танец, народный, народный стилизованный, эстрадный и современный. От одних названий хореографических коллективов, начиная от танцевальных дуэтов и заканчивая развернутыми ансамблевыми группами, а также имен солистов, рябило глаза. Пять возрастных категорий (от 6 до 25 лет) давали возможность проявить себя практически всем хорошо танцующим детям и молодым людям в районе. Танец – искусство молодых. После 25 лет встретить исполнителей в творческих танцевальных коллективах ДК, разумеется, можно, но редко. Так что не будем считать «Жар-птицу» каким-то «детским» конкурсом, скорее это конкурс районной хореографии вообще. Дело тут не в мастерстве, дело в «физике». Выдерживать тот темп и ритм танцевальных композиций, какой «задают», например, такие постановщики, как Наталья Белоногова из криводановской ДШИ, Инна Казаченко и Любовь Артемьева из ярковской ДШИ, может далеко не каждый.

Трудный жанр

Что касается географии танца, то представлена она была далеко не так широко, как хотелось бы. Особенно это касается такого направления, как классический танец. В подавляющем большинстве это – воспитанники Натальи Шелеховой, солисты ансамбля «Волшебная туфелька» из краснообского ДК. Серьезных конкурентов у них в районе, похоже, нет. Продемонстрировали юные танцовщицы хорошую выучку, легкость, даже «воздушность» в движениях, понимание природы классического танца. Это касается и сольных, и ансамблевых выступлений. Не хватало разве что какой-то «тайны», присутствие которой заставляет кружиться головы зрителей, цепляет, заставляет возвращаться в мыслях к увиденному раз за разом. Возник, пожалуй, единственный вопрос – по поводу выбора одной композиции, уж подлинно классической (то есть на пуантах) – знаменитого «Умирающего лебедя» Михаила Фокина на музыку Камиля Сен-Санса, «визитной карточки» великих балерин Анны Павловой и Майи Плисецкой. Пусть композиция и была предельно адаптирована к возможностям исполнительницы, но детям это станцевать очень и очень сложно, ведь это тот самый случай, когда надо на сцене играть «до полной гибели всерьез».

Творческая дуэль

Тем контрастнее был последовавший за классическим народный танец. Просто какой-то бальзам на душу! Уже первый танец дуэта в составе Елизаветы Костиной и Анастасии Незнамовой (рук. Инна Казаченко) из ярковской ДШИ, исполнивших белорусский танец «Крутуха», завел зал. Четкие движения, задор в глазах. Вызов приняла Рита Кондорева, воспитанница Натальи Белоноговой, руководителя ансамбля «Вёснушки, исполнив татарский танец «Утречко». А вот и танец молдавский – в интерпретации Екатерины Шихановойиз Ярково. Полина Ефимцева из «Вёснушек» «заводит» своим стильным молдавским танцем. А ведь творческое противостояние двух школ еще далеко до пика. Сумасшедшим по энергетике и куражу танцем «Молодешенька» одаривает нас Елизавета Костина, в облике «удалой казачки» органично предстает Аня Егорова из «Вёснушек». Соревнуются школы – соревнуются группы артподдержки. Это даже не гром аплодисментов – это настоящие взрывы восторга из зала. И ярковцы в этом ничуть не уступают криводановцам. Из ансамблевых композиций особенно впечатлил танец «Платочек» в исполнении ярковской четверки (имена трех танцовщиц уже прозвучали, четвертая – Дарья Серенкова). Лирические моменты (плывут словно лебедушки) тут органически перемешались с более взрывными, озорными, шуточными. Шла своего рода игра с разными находками хореографического свойства, неожиданными поворотами, и хотелось, чтобы она продолжалась еще и еще. Поскольку исполнительницы, кажется, усталости не чувствовали, их самих сценический танец забирал полностью… В этой номинации стоит также отметить юных танцоров из Верх-Тулы и Кудряшовского.

Лауреатами I степени фестиваля-конкурса в разных направлениях и номинациях стали ансамбль «Волшебная туфелька», солисты ансамбля «Вёснушки» Таисия Демченко и Артем Новиков, трио в составе Елизаветы Костиной, Анастасии Незнамовой, Екатерины Шихановой из ярковской ДШИ, коллектив-спутник ансамбля «Просторы Сибири» из криводановского ДК, народный ансамбль «Верхтулинка» – дважды (плюс специальный приз жюри). Кроме того, звание лауреатов I степени получили ансамбль «Кружева», ансамбль «Весна» из боровского ДК, ансамбль «Вдохновение» (трижды), студия танца «Вспышка», стиль-балет «Фотоникс» (плюс специальный приз жюри). А обладателем Грани-при «Жар-птицы» члены жюри признали образцовый ансамбль народного танца «Кружева» из краснобского ДК.

Может, география танца и страдала, но количество танцевальных номеров на конкурсе просто зашкаливало. И уровень их в большинстве случаев не разочаровывал. Вывод однозначен: танцевальное искусство в районе живо, вызывает у людей массу эмоций, выводит на сцену всё новых и новых «друзей Терпсихоры», а значит, будет развиваться дальше.

Юрий Малютин, фото автора