Рисуют, пишут письма и создают мультфильмы

В Новосибирском районе стартовали конкурсы профессионального мастерства педагогов. И первыми представили свои методические наработки воспитатели. 21 февраля на базе краснообского детского сада «Дельфин» прошел очный этап испытаний.

Выбор места не случаен. В нашем районе принято проводить конкурс в той образовательной организации, где работает победитель прошлого года, а им стала воспитатель «Дельфина» Наталья Ксенофонтова. Сама же Наталья Николаевна вошла в состав жюри. В экспертную комиссию также пригласили специалистов управления образования Новосибирского района, муниципального Центра методического сопровождения, диагностики и консультирования, заведующих и старших воспитателей детских садов района. Им предстоит оценить профессиональное мастерство 19 педагогов дошкольных учреждений из Краснообска, Барышевского, Станционного, Новолуговского, Толмачёвского, Мичуринского, Кудряшовского, Верх-Тулинского, Кубовинского, Криводановского, Ярковского, Раздольненского сельсоветов.

Воспитатель – первый после родителей наставник ребенка, с ним дети учатся самостоятельности, начинают познавать окружающий мир, понимать, что такое честность, трудолюбие, любовь к Родине и родному краю. В работе с малышами без творческого подхода, без нестандартных решений педагогу не обойтись. На первом этапе конкурса «Моя педагогическая находка» участники представили на суд жюри свои методические разработки с применением ТРИЗ-технологий, интеллект-карт, правополушарного рисования, развивающих игр и многого другого. Расскажем о некоторых из них.

Растим будущих инженеров

Применение современных технологий давно стало привычной практикой в работе с дошкольниками. Наталья Колонтаева из барышевского детского сада «Ёлочка» придумала для своих воспитанников проект «Приключения Легоробика». Каждое занятие предполагает через выполнение заданий съемку мультфильма. Для начала детям нужно создать декорации, для этого они должны расположить объекты по определенной схеме, которую для них подготовил Легоробик. Например, нужно поставить три зеленых треугольника в правый верхний угол, а дерево – в центр позади фонтана и т. п. Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, учит четко следовать алгоритму, квалифицировать предметы по форме, цвету и т. д., проявлять самостоятельность и аргументировать свои решения. Умение исследовать объект, правильно читать инструкцию, проявлять творчество при создании нового объекта – основа инженерного мышления.

Вовлекаем родителей

Интересную педагогическую находку представила Наталья Цымерман из дошкольного отделения Ярковской школы № 3. Педагог активно вовлекает родителей в образовательный процесс. А началось все с праздника ко Дню матери в ноябре 2019 года, тогда Наталья Юрьевна вместо обычного утренника решила провести чаепитие, воспитанники сами испекли печенье, родители поиграли с детьми в объединяющие игры. Отзывы были только положительные. Так у педагога родился проект «Мама и малыш». В детском саду проводят день открытых дверей, когда родители сами организовывают игры и развлечения для своих детей, мамы и папы ставят спектакли с ребятишками, приходят на творческие занятия в дошкольное учреждение и создают, например, тряпичных кукол. Такая практика полезна не только тем, что позволяет вовлечь родителей в процесс развития детей, но и помогает малышам легче адаптироваться к детскому саду: ребенок видит, что мама может в любой момент прийти в детсад, поиграть, а значит, и страхов у него гораздо меньше.

Развиваем воображение

Нина Жигулина из детского сада «Лукоморье» (п. Элитный) занимается с детьми правополушарным рисованием. Эта техника основана на теории американского нейропсихолога Роджера Сперри о «разделении» мозга: левое полушарие отвечает за логику, правое – за творчество. Чтобы проводить занятия на более профессиональном уровне, Нина Жигулина даже решила получить специальное образование. Правополушарное рисование предполагает использование необычных техник. Воспитанники создают на бумаге образы, например, с помощью отпечатков ладони, брызг, вымывания, используя соль и т. п. Свои картинки, убеждена педагог, дети рисуют так, как чувствуют. В помощь воспитанникам Нина Жигулина сделала видоискатель – это такая рамка с прозрачной пленкой. Ребенок кладет рамку на шаблон, обводит его маркером, потом переворачивает на чистый лист бумаги, разглаживает поверхность, чтобы рисунок отпечатался, за тем уже дорисовывает картинку, включая свою фантазию.

Письма – повод узнать что-то новое

Занятия по изучению регионов нашей большой страны, разнообразия животного и растительного мира проводят, пожалуй, в каждом детском саду. Но воспитатель дошкольного отделения Толмачёвской школы № 61 Лариса Базылева придумала свой подход, чтобы заинтересовать детей. Ребята сначала вместе пишут письма в детсады других городов и сел, получают от сверстников ответ, а иногда и видеоответ, в котором ребятишки рассказывают, какая у них погода, какие животные водятся в их местности и т. п. И тогда уже с особым интересом юные толмачевцы начинают узнавать не только о природе другого региона, но и о традициях, культуре, любимых блюдах.

Хобби превращаем в пособие

«Рукоделие – это мое хобби, мне нравится мастерить что-то своими руками, особенно вязать», – так начала свое выступление воспитатель детского сада «Родничок» (п. Сосновка) Светлана Иванова. Она решила использовать свое любимое занятие для пополнения пособий в группе. Светлана Михайловна навязала не просто игрушки, ребятишки с помощью мягких зверушек, овощей, фруктов изучают окружающий мир, узнают названия цветов, геометрических фигур и т. п. Это сенсорно-тактильное пособие помогает в развитии мелкой моторики, речи, зрительного восприятия, памяти, творческого потенциала. Педагог предлагает воспитанникам, например, собрать горошины по цвету или размеру, поставить мини-сценку, используя связанных сказочных героев, и т. д. Все игрушки – уникальны, поэтому вызывают больше эмоций у ребятишек.

Впереди у воспитателей «Педагогическое мероприятие с детьми». Оно пройдет на текущей неделе в детских садах Краснообска. По итогам второго очного этапа будет определен победитель муниципального конкурса.

Татьяна Кузина, фото Алины Николаевой