Тринадцать лучших

Сразу два профессиональных конкурса, где решалось, кто будет представлять Новосибирский район на областном уровне, прошли на минувшей неделе. В Краснообске выбирали лучшего воспитателя, а в районной администрации – «Учителя года».

«Катюша» онлайн и викторины в гугле

Финальные испытания районного конкурса «Воспитатель года» прошли 5 марта в краснообском детском садике «Дельфин». В первую очередь воспитатели провели для коллег мастер-классы, где презентовали свои педагогические находки для работы с детьми. Так, Нина Жигулина из детского сада «Лукоморье» (п. Элитный) научила коллег рисовать с использованием видоискателя. Ирина Ермакова из краснообского детсада «Золотая рыбка» составила познавательный маршрут, который привлечет родителей на экскурсии выходного дня. Ольга Тарасова из сада «Колосок» (Краснообск) показала, как делать виртуальные викторины через гугл-формы, и её сразу пригласили провести мастер-класс для других воспитателей.

Нестерова Екатерина со станции Мочище организует для своих воспитанников телемосты с малышами со всей страны. А сегодня провела для жюри и коллег телемост со школой № 18 ст. Мочище: в режиме онлайн они сделали логотип Новосибирского района из фетра. «Больше всего детям запомнился телемост ко Дню Победы: мы заранее поделили на отрывки песню “Катюша” и распределили по детсадам в разных городах, а потом в прямом эфире пели каждый свою часть, – рассказывает Екатерина. – А в ближайших планах – сделать телемост с детскими садами Донбасса».

Мария Слепухина из «Колоска» и её мастер-класс «Соты дружбы» показали, как решать конфликты по алгоритму. Наталья Колонтаева из барышевского детсада «Ёлочка» использовала ТРИЗ-технологии для создания мультфильма. Ольга Кобзева из «Теремка» (Краснообск) на ходу сочинила с коллегами сказку, ведь она старается развивать у воспитанников речевое творчество. А Татьяна Варвянская (дошкольное отделение Новолуговской школы) провела мастер-класс по напольным играм. Часть из них она сама придумала и сделала своими руками. Рассказывает, что впервые увидела подобные в интернете у коллеги из Красноярска и решила внедрить в свою практику. К слову, практика у Татьяны огромная – за плечами педагогический путь длиной почти в 20 лет. Воспитателем пошла работать по зову сердца, шутит, что сама в детский садик в детстве не ходила, и, видимо, хотелось восполнить этот пробел.

Непростые вопросы

«Самым сложным для меня оказались “Педагогические дебаты”, ведь я не оратор, – призналась Ирина Ермакова. – Вопросы были непростые, а еще и волнуешься. Не знаю, удастся ли победить, но на конкурс я пошла, чтобы посмотреть, как могу перебороть страх таких масштабных выступлений, и проверить, насколько я сильна в профессии – и я довольна результатом, какое бы место ни заняла».

Во время педагогических дебатов на конкурсе участницам предстояло смоделировать ту или иную ситуацию, которая может возникнуть в практике воспитателя, и рассказать, как стоит действовать. Что делать, если ребенок чрезмерно увлечен гаджетами, как отмечать гендерные праздники, если у кого-то из воспитанников нет мамы или папы, как привлечь родителей на собрания, как отметить с детьми 85-летие Новосибирского района – вопросы были самые разные.

По итогам финальных испытаний члены жюри определили победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Ей стала Наталья Колонтаева из детского сада «Ёлочка». Она представит наш район на региональном этапе. Ольга Кобзева из «Теремка» и Мария Слепухина из «Колоска» стали призерами конкурса.

Главное – индивидуальный подход

Финал районного конкурса «Учитель года» прошел на следующий день, 6 марта. Пять финалистов представили свои методические наработки и приняли участие в конкурсной пресс-конференции «Вопрос учителю года».

Конкурсантов приветствовала начальник районного управления образования Юлия Кузнецова. Она отметила, что «Учитель года» – конкурс очень сложный, ведь критерии оценок здесь применяют такие же, как на областном этапе. Тем не менее, отметила Юлия Владимировна, пятеро наших учителей набрали достаточно баллов, чтобы пройти в финал.

Финальный этап для них начался с «Методической мастерской», где каждому нужно было представить свою методику преподавания предмета. Казалось бы, есть единые стандарты, но каждый педагог пытается привнести что-то свое. Так, для Владимира Гома, учителя информатики Краснообской школы № 1, главное – индивидуальный подход к ученикам. На внеурочных занятиях он каждому подбирает индивидуальную траекторию, исходя из интересов ребенка: например, ученик, увлекающийся космосом, будет делать проекты, связанные с летательными аппаратами. Помните, недавно ученики школы № 1 спроектировали и запустили в стратосферу малый космический аппарат – спутник CubeSat 1U и 3U? Это как раз результат такой работы со школьниками.

Проекты отменяются?

Космос звучал и в выступлении учителя географии ЦО «Верх-Тулинский» Александры Мячиной: она распечатывает снимки со спутника той или иной местности и предлагает ребятам с помощью ассоциативных картинок и пройденного материала угадать локацию. И это лишь одно из интересных заданий, которые она использует в работе.

Очень актуальную тему разрабатывает учитель начальных классов Верх-Тулинской школы № 14 Маргарита Рохина – своей целью она ставит развитие устной и письменной речи у младшеклассников. Маргарита учит детей замечать и проговаривать свои эмоции, описывать окружающую действительность и излагать увиденное с помощью сочинений. В итоге у малышей расширяется словарный запас, они учатся говорить красиво, строить развернутые предложения.

Интересные наработки представила Ольга Степаненко, учитель биологии гимназии «Краснообская». Не секрет, что зачастую проекты, заданные на дом, делают папы и мамы, а не ученики. Ольга придумала способ сделать проект в рамках урока на лабораторной или практикуме. Использует самые разные приемы – от театрализации до создания ароматных саше. Но главное – теперь проекты создают сами дети!

Слово победителю

Наталья Харламова – учитель английского языка из лицея № 13 Краснообска – использует для обучения чтения на английском методику «Джолли Фоникс». Дети учат не названия букв, а звуки, которые они обычно обозначают. Причем запоминают они их через движения. Наталья в итоге и стала победителем муниципального конкурса «Учитель года». Ей удалось не только заинтересовать жюри этой методикой, но и расположить их к себе ответами на вопросы во время пресс-конференции. А они были достаточно коварные: жюри интересовалось и причинами участия в конкурсе, и проведением уроков «Разговоры о важном», и размышлениями на тему «Сможет ли искусственный интеллект заменить учителя?». На все вопросы этого этапа Наталья Викторовна ответила достойно. Как, впрочем, и ее коллеги – каждый из них был сильным соперником.

«Это было неожиданно, потому что я осознавала, что остальные участники очень хорошо подготовлены, – рассказала Наталья Харламова. – Но я, конечно, тоже готовилась: мне было очень интересно разбираться в различных темах, систематизировать свой опыт. В школе я работаю только шесть лет, но преподаю давно. Стать учителем мечтала с 4-го класса: тогда у нас как раз начался английский, и именно учитель по этому предмету вдохновила меня заниматься языками и стать педагогом».

Как напомнила Юлия Кузнецова, теперь победительнице предстоит защищать честь района на областном этапе. Поэтому расслабляться рано: скоро начнется подготовка к региональному конкурсу, а пока Наталья Харламова может наслаждаться победой и принимать поздравления.

Ася Малютина, фото автора