Как раскрываются таланты

На площадках детского сада «Колосок» и лицея № 13 в Краснообске прошел финал муниципального конкурса «Педагогический дебют – 2024». В финальной части конкурсных соревнований приняли участие 10 молодых педагогов.

Случайно попасть в финал практически невозможно – все финалистки прошли строгий отбор по результатам заочного тура. В нем приняло участие рекордное количество молодых педагогов района – 28. Очные соревнования проводились в детском саду «Колосок» и лицее № 13. В «Колоске» конкурсантки – их было трое – проводили открытые занятия с воспитанниками, а в лицее – открытые уроки с учениками из разных классов.

Воспитатель Наталья Горячева из дошкольного отделения «Сказка» Толмачёвской школы № 61, педагог-психолог Александра Егорова из детского сада «Родничок» в Сосновке и учитель-логопед Регина Хоренко из детского сада «Земляничка» в Берёзовке с учетом не такого уж большого опыта работы оказались более чем достойны выбранной ими профессии. Вели занятия свободно, раскованно, детям было интересно с ними, и им было интересно с детьми, поэтому и контакт был установлен практически сразу. Едва ли не самая сложная задача или, лучше сказать, тема была у Регины Хоренко. Ей предстояло вместе с детьми совершить, образно говоря, путешествие по России – от станции к станции. А там и наш гимн определи в ряду других, и «самое главное» здание столицы, и круг национальных символов, таких, к примеру, как самовар и матрешки. А в самом конце надо было «собрать» по итогам путешествия карту России, с чем воспитанники успешно справились. В общем, порадовали как краснообские дошкольники своей понятливостью и непосредственностью, так и впервые занимающиеся с ними взрослые – практически теми же качествами. Плюс профессиональный подход к делу и, разумеется, харизма, личное обаяние. Без этого общаться, работать с детьми сложно, если вообще возможно.

То же самое можно сказать о лицеистах и конкурсантках, проводивших со школьниками открытые уроки. Удалось побывать на одном из них. Вела его молодой учитель биологии Валентина Калинина из Центра образования «Верх-Тулинский». Никакого времени на установление контакта с учениками, по сути, не потребовалось, так как он возник сразу. «Виной» ли тому располагающая к себе манера ведения урока участницей конкурса – открытая, простая, непосредственная – или убедительно поданная учителем тема (внутренняя среда организма) – сразу и не поймешь. Скорей, и то, и другое – всё вместе. Но тему мало так подать, надо еще, чтобы ученики поработали над ней: новое интересно узнавать, но еще интереснее его открывать самим. Так оно прочнее закрепится в сознании. В общем, результат был достигнут, успели сделать всё и расстались в целом довольные друг другом – это было видно невооруженным глазом. Как настроиться на одну волну с учениками? Как очутиться с ними в одном творческом пространстве и говорить на одном языке? Считается, что это сродни тайне. Если так, то тайна на уроке Валентины Евгеньевны была почти незаметна, так просто всё произошло.

Какой из этого можно сделать вывод? А тот, видимо, что нынешнее поколение «дебютантов» ничуть не хуже всех предшествующих, поскольку соблюдено главное условие: огромное желание молодых утвердиться в профессии. Я поговорил со всеми, чьи имена уже прозвучали в этом материале: такое желание у них не просто есть, оно, можно сказать, зашкаливает. Все остальное уже как следствие. И следующие две части конкурса: «Публичное выступление» и испытание «У меня это хорошо получается», проходившие в актовом зале лицея, лишь подтвердили сказанное.

Самыми интересными, если брать «Публичное выступление», были даже не сами выступления (иногда менее стандартные, иногда более), а ответы конкурсанток на вопросы членов жюри – порой непростые, даже где-то провокационные. Все было направлено на то, кажется, чтобы «дебютантки» раскрылись, высказались вполне в ситуации, близкой к стрессовой, экзаменационной. И сразу высветилась бы личность, что, собственно, за человеком стоит. Вот та же Регина Хоренко, отвечая на вопрос о мотивации молодого педагога при работе в дошкольном образовании, бросает как бы в сердцах: «Если человек не призван работать с детьми, если ему не нравится, то что он вообще делает в детском саду, зачем он нам там?» Понравилась своей невозмутимостью Алия Шерстюк, педагог из Толмачёвской школы № 61, человек умный, думающий. Анна Трегубова, педагог Новолуговской школы № 57, произвела впечатление и сдержанной страстностью выступления, и убежденностью в своей правоте, и особенно умением вести полемику во время ответов на вопросы. Можно было бы отметить и ряд других конкурсанток – да практически всех финалисток. Я пообщался потом с некоторыми членами жюри – где-то моя догадка по поводу «провокационных» вопросов оказалась верна. Только вот нельзя вытащить из человека то, чего в нем нет. К счастью, нашей конкурсной десятки это не касается. Потенциал у «молодого» образования района большой, но и испытания, риски на пути к педагогу с большой буквы велики. Главное, не растерять ту искренность и честность, которая буквально бросалась в глаза в каждой «дебютантке» – и тогда все будет в порядке.

Тройку призеров членам жюри, думается, определить, а лучше сказать, выбрать было крайне непросто. Стоит отметить, что все они – учителя начальных классов наших школ. Победителем муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют – 2024» стала Анна Трегубова. Второе место заняла Марина Слюсарева из Краснояровской школы № 30 им. Героя России Александра Галле, третье место – Ирина Посохова из гимназии «Краснообская».

Юрий Малютин, фото автора