Честный разговор о работе

Продовольственные ответные санкции со стороны России в отношении ряда стран стали карт-бланшем для многих сельхозпроизводителей. С надеждой смотрят в будущее и в ЗАО СхП «Ярковское». Нынешней осенью в хозяйстве запустят в эксплуатацию первую очередь современного овощехранилища, переоборудуют зерноток. Как обстоят дела на предприятии, поинтересовались корреспонденты «НР».

«Все начинается с ремонтно-технической мастерской. РТМ — сердце любого хозяйства, — исполнительный директор ЗАО Владимир Кених с гордостью проводит экскурсию по цехам. — Здесь мы собираем картофелепогрузчик, а там — токарная мастерская».

Техника решает все

Сейчас, глядя на отремонтированную РТМ, и не подумаешь, что еще пять лет назад здание стояло почти в руинах: не было ни окон, ни отопления, протекала крыша, металл ржавел. Сегодня же она, как терем-теремок: новая кровля, пластиковые окна, мигает пожарная сигнализация — все, как надо. На машдворе стоит техника, что хоть на выставку отправляй.

«А когда я пришел в 2011 году, агрегатов было кот наплакал. В рабочем состоянии был лишь трактор К-700, в разобранном виде Т-151, сломанный «Кейс» и «Джон Дир» без навесного оборудования. Из больших комбайнов — только «Дон», а так — две «Нивы» и два «Енисея». Ну еще по парочке ЗИЛов и КамАЗов, — вспоминает Владимир Кених. — Восстанавливать куда сложнее, чем строить заново. Но я знал, куда шел, меня и мою команду генеральный директор пригласил из Каргатского района. Так я наперед проведал экономическое состояние хозяйства: в 2011 году у «Ярковского» было всего пять миллионов рублей кредита. А сейчас и вовсе без заемных средств работаем».

«С приходом нового руководства мы сразу почувствовали изменения. Во-первых, начали покупать новую технику, да не абы какую, а «Нью Холланды», «Акросы». В общем, дело пошло на лад. Во-вторых, создали условия для работников — отремонтировали производственные помещения, вместо сторожки-развалюшки поставили вагончик на три комнаты — теперь есть место и для охраны РТМ, и для энергетика. Обещают там же разместить медика для предрейсового осмотра. Ну а для приезжих построили гостиницу», — не скрывает восхищения главный инженер «Ярковского» Айдан Уразалимов. Он всю жизнь проработал в хозяйстве — скоро на пенсию — и знает, что сельхозпредприятие всегда было на хорошем счету в регионе. Но такой роскоши в плане технической оснащенности производства ветеран не упомнит.

На данный момент — самая горячая пора на зернотоке и в будущем овощехранилище. На токе монтируют оборудование, сейчас в «Ярковском» две сушилки, английская и отечественная, даже если пойдут дожди, то ярковское зерно не испортится. А в овощехранилище подготавливают металлоконструкции, монтируют секции для сбережения продукции. «У нас планов много: мыть и упаковывать овощи, впоследствии перерабатывать, но сначала надо научиться их хранить. Я понял, что посадить овощи и убрать — это меньше, чем полдела, главное — их сберечь до весны, чтобы продавать по хорошей цене. Тогда и деньги будут», — рассказал Владимир Кених. А пока все новации требуют серьезных затрат, только в строительство овощехранилища уже вложили 100 млн рублей, предстоит потратить примерно столько же. Английская сушилка обошлась куда дешевле — в семь миллионов, но и приобрели ее три года назад.

Из города в деревню

«Сейчас как-то не верится, но ведь поначалу гендиректора приняли в селе с опаской, — вспоминает заведующая зернотоком Марина Тайлакова. — Думали, городской, все скупит, потом продаст, а мы останемся ни с чем. Но, как показало время, он не просто инвестор — он Хозяин. Да-да, так и запишите с большой буквы. Он и технику купил, и пахотные земли удвоил, и зарплату повысил. Скажите, где сейчас «тринадцатую» платят? Нигде, наверное, а у нас — обязательно!»

«Вот бы еще власть к сельхозпроизводителям лицом повернулась, — рассуждает Владимир Кених. — Повысили бы погектарную поддержку, а то одинаково — хоть зерно выращиваешь, что овощи. А затраты-то разные: на зерно, если своими семенами сеять, наши издержки составляют

4-4,5 тыс. рублей на гектар, а на овощи — под 130 тысяч. А господдержка одна — меньше 300 руб./га. Как жить овощеводам?»

Беспокоится Владимир Кених и о кадрах. Шутка ли, в минувшем году обучили восемь специалистов, из них в хозяйстве остались лишь двое механизаторов, еще четыре тракториста уехали в город, и токари туда же подались. «У нас, почитай, городская черта, хоть доехать до Новосибирска стоит 50 рублей в один конец. Но люди изнежились, им подавай в пятницу короткий день, два выходных, а если охранником, то и вовсе сутки через трое, — сокрушается исполнительный директор. — Но у нас-то в хозяйстве зарплаты неплохие: зимой средняя под «двадцатку» выходит, летом — 24 тысячи рублей. Не говорю уже про то, что на посевной, уборочной можно заработать до 80 тысяч рублей. На вспашке зяби у нас один механизатор заработал 60 тысяч — плохо? Конечно, чтобы хорошо зарабатывать, и работать надо на совесть, и знаниями обладать». Между тем бывшие училища сельхозпрофиля, где готовили трактористов и комбайнеров, позакрывались, их объединили в так называемые ресурсные центры, по одному на несколько районов. Из отдаленных сел ребята туда не наездятся: не на что. Вот и получается, что селу нужны высококвалифицированные кадры, а их, по сути, не готовят.

«Можно сказать, что сельское хозяйство — это высокое искусство, ведь даже если все по правилам сделаешь, а погода тебя подведет, то останешься без урожая. Нужен особый талант, чтобы заранее предугадать все факторы, — рассуждает Владимир Кених. — Но не надо забывать и о том, что агропроизводство в первую очередь — вопрос политический. Невзирая на сословия, каждый на завтрак ест кусок хлебушка, главное, чтобы стоящие у власти знали, как этот кусочек достается. Тогда и импортные продукты нам не будут нужны. Россия раньше мир кормила, уж себя-то точно может прокормить!»

Лидия Фролова