Весеннее половодье

От первой волны паводка в Новосибирском районе пострадали 22 садовых общества в пяти муниципальных образованиях. В той или иной степени подтопило 4117 участков. Это две трети от общего количества затопленных участков в пойме Оби. Больше всего пострадали СНТ на территории Мочищенского сельсовета. Там побывали корреспонденты НР.

45 лет спустя
Такое же наводнение в последний раз было зафиксировано в 1969 году. За четыре с половиной десятилетия люди уже забыли о том, что река всегда берет свое. И вот весна 2015 года. Первые сообщения о том, что возможно сильное подтопление, появились вечером 9 мая. Областная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) разослала предупреждения на следующий день. Далее все службы действовали по цепочке: информацию довели до глав муниципальных образований, те в свою очередь — до председателей СНТ, потом уже — до дачников. Как рассказал замначальника ФГКУ «ФПС 8 отряд по НСО», подполковник внутренней службы Валерий Шеронов, он лично объезжал дачные общества, с мегафоном предупреждал всех о необходимости срочной эвакуации. «Кроме того, информационные сообщения звучали по громкой связи пожарной охраны, которой должны быть оборудованы все СНТ; дачи обходили старшие улиц, сторожа», — рассказал Валерий Шеронов. Другое дело — как реагировали люди. «Мы говорим, собирайтесь, вот-вот вода на метр-полтора поднимется, а они в ответ улыбаются, грядки свои поливают: дескать, десятилетиями не топило, а нынче почему затопит? Утром уже собирались в спешке, некоторые бросали машины, мы их вывозили на лодках. Всего за два дня с территории Кубовинского и Мочищенского сельсовета было эвакуировано около 200 человек, — добавил замначальника управления гражданской защиты Виталий Панов. — В Кудряшовском МО стоят ребята из Бердского спасательного отряда, а мы тут. Палатку поставили, сельсовет выделил нам солдатскую кухню — в муниципальном образовании покупали ее, чтобы праздники проводить более красочно, а тут беда у людей. Так что все пригодилось».
Пригодился и трактор: «Белорусом» вытаскивали из колеи автобус с тридцатью пенсионерами. До последнего они держались, но под напором стихии решились на эвакуацию.

Спасите наши дачи
Спасатели не отказывают ни в какой помощи: надо — вещи перевезут, надо — поднимут мебель на второй этаж. «Недавно был случай: бабушка беспокоилась о помидорах в теплице, дача у нее на о. Кудряш, туда без лодки не добраться. Мы поехали, полили ее помидоры. Или еще случай: там же оставили 90-летнюю бабулечку, телефонной связи нет, а семья волнуется, как она там. Съездили к ней, убедились, что жива-здорова, от эвакуации отказалась. Пенсионеры ведь не просто так остаются даже на затопленных участках: они кормятся с этих огородов», — рассказал полковник Панов.
Другой пример, уже из Кубовинского сельсовета, привел замначальника отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Новосибирского района Владимир Родинов: «Обратился к властям мужчина из подтопленного домика, специально приехали к нему на квадроцикле, объяснили ситуацию. Он посадил в «Ленд Ровер» жену и ребенка, отправил их в город, а сам остался охранять дом, сказал, что боится краж».
К чести сказать, в Новосибирском районе пока не зафиксировано ни одного случая мародерства на подтопленных дачных участках, хотя в Новосибирске прецеденты были. Сейчас охрану СНТ осуществляют, как всегда, сторожа, помогают спасатели, неделю назад подключилась транспортная полиция — на лодках патрулирует труднодоступные участки. Спасатели встали лагерем на границе садовых обществ «Луч» и «Луч-2». Благодарные дачники угощают их свежевыловленной рыбой, по возможности снабжают солеными помидорами, огурцами — картошку-то затопило в погребах.

От-кутюр — гидрокостюм
В отдельных местах на участках уровень воды поднялся до полутора и более метров, так что без гидрокостюма и лодки никак не обойтись. Сейчас дачники приезжают проведать участки со своей спецодеждой, надевают ее на границе СНТ — и вперед.
«Я не понимаю, неужели на Обском водохранилище нельзя было преду-смотреть, как будет развиваться ситуация? — недоумевает Николай Тюрин. — Главное, что до сих пор не говорят, как будет меняться уровень воды. Вторая волна паводка тоже не за горами». На участке семьи Тюриных пострадали все посадки, сам Николай Николаевич говорит, что яблоньки пока держатся, а лук, морковка, свекла, ягодные кустарники — все погибло. Радуется, что хоть в дом вода не зашла, но что с фундаментом — непонятно. Хоть дом и застрахован, раз вода не зашла, смысла обращаться в страховую компанию он не видит.
Еще в начале апреля руководитель Западно-Сибирского Гидрометцентра Анна Лапчик на пресс-конференции сообщила, что за то время, пока вода дойдет с Алтая до нас — а это пять дней, — можно успеть эвакуироваться без спешки. Наверное, люди и успокоились. И вдруг — ночные звонки с объявлением срочной эвакуации.
Надо сказать, что власти как в районе, так и на местах сработали оперативно. «Я была дежурной, сама обзванивала председателей СНТ, — рассказала секретарь главы Мочищенского МО Оксана Конорева. — В этот момент наш глава Валерий Михайлович Ковалев объезжал дачные общества». Начальник отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Новосибирского района Евгений Скворцов сообщил нам, что накануне майских праздников были проведены учения, где отрабатывалась слаженность действий мобильных групп, в частности, погрузочные команды были готовы грузить имущество, буксировать технику; кроме того, были подготовлены пункты временного пребывания. Впрочем, ими никто не воспользовался. «В районной администрации в эти дни работала оперативная группа, которая координировала действия сотрудников МЧС и муниципалитетов», — добавил Евгений Скворцов.
Пока паводок пошел на спад: с максимальной отметки в 527 см к началу недели уровень воды в Оби упал до 485 см. Но что принесет вторая волна паводка — спрогнозировать невозможно по определению. А это больше всего и беспокоит дачников.
Мария Пашкова