Дом-призрак, «бугаи-приставы» и другие мелочи жизни

20 августа к нам в редакцию поступил звонок от жителя с. Барышево. Мужчина рассказал о том, с чем регулярно приходится сталкиваться сельчанам: с непомерными поборами со стороны ЖКХ, грубостью со стороны работников местной администрации, равнодушием к проблемам людей. Корреспонденты «НР» отправились в поселение, чтобы самим убедиться в правдивости слов активиста. То, что они увидели, их буквально потрясло.

ЖКХ: ничего не вижу, не слышу, не говорю

5-5Основная территория Барышевского сельсовета — частный сектор, многоквартирные дома находятся только в центральной части поселения. Ямы и выбоины на одной из главных улиц села нас даже не удивили. Поразила реакция жителей на простой вопрос о работе ЖКХ. Он спровоцировал настоящую бурю эмоций. «Это — главная наша боль. У нас вон воды горячей нет уже полтора месяца, в тазиках ее греть приходится. Ладно мы, старики, хуже всего семьям с маленькими детьми: там ведь все время стирать надо, мыться регулярно. Обращаемся в управление жилищно-коммунального хозяйства — отвечают, что ведут ремонтные работы. Видим мы эти «работы»: раскопали, закопали, опять что-то роют, а толку никакого! Скоро отопительный сезон начнется, а еще ничего не сделано, — рассказывает Галина Тапанова  с  ул.  Черниковская, 39. — А ведь мы круглый год, как только получаем пенсию, зарплату, первым делом бежим оплачивать услуги ЖКХ. И что получаем? Беспорядок — трава не скашивается, дворники не работают, ни урн, ни скамеек нет. Машины людям приходится на газоны ставить, а все потому что парковок нет. Посмотрите, сколько места. Ну неужели небольшой кусочек нельзя выделить под это, гравием отсыпать?..»

«Это что, — перебивает подошедшая к нам соседка. — Зимой дороги чистят отвратительно, о придомовых территориях вообще молчу. В прошлом году сугробы по пояс стояли, так мой муж-пенсионер сам от подъезда снег откидывал, чтобы хоть выйти можно было. Все еще помнят историю, как к загоревшейся машине пожарные проехать не смогли! А какие высокие тарифы на ЖКХ! В городе столько не платят, сколько мы».

«Да-да, — кивает Галина Васильевна. — А знаете, что нам говорят в управлении? Ничего. Отправляют в сельскую администрацию. Приходим туда, гонят обратно, и так по кругу. Глава наша кричит, чтобы не приходили к ней жаловаться. Отправили вот запрос официальный в ЖКХ, чтобы отчет дали по нашему дому, на что мы деньги сдаем. Так уже больше двух месяцев ждем ответ, хотя по закону нам должны были еще в июне все сказать».

Запрос этот, поясняют жильцы, они составили, когда узнали, что ремонтировать их крышу, которая протекает и давно нуждается в ремонте, никто не собирается. Кроме того, интересовала людей и система, по которой рассчитываются тарифы на услуги ЖКХ: самостоятельно посчитав, люди пришли к выводу, что стоимость превышена чуть ли не в 2,5 раза.

«Ремонт у нас вообще делать не любят, — грустно шутит Лидия Жандаренко, жительница дома № 16 по улице Пионерская. — Мы вот уже сколько лет своими силами дом латаем. Проще самим сделать, чем пытаться чего-то добиться от ЖКХ или поселковой администрации: накричат, обзовут и не сделают ничего. Да и не удивляемся мы уже. Вон у нас местные правдолюбы листовки выпустили. Говорят, что глава поселения, начальник отдела ЖКХ и директор МУП «ЖКХ» — родственники, поэтому и сходит им все с рук. Правда или нет? А как иначе объяснить бардак, который у нас творится?»

Барышевские дороги — лучшее детям?

3-4Следующая остановка — ДЮСШ «Рекорд». Название спортшколы полностью подтверждают достижения ее воспитанников: барышевские спортсмены регулярно становятся призерами сельских, районных, областных и региональных игр. На базе школы тренируются футболисты, баскетболисты, волейболисты, борцы, дзюдоисты, гимнасты. Кроме того, в здании «Рекорда» находится детская школа искусств.

ДЮСШ давно стала вторым домом для большинства сельских ребятишек. Но путь к рекордам не легок. «К зданию школы ведет только одна дорога. А когда идет дождь, и ее нет, — говорит о наболевшем заместитель директора по административно-хозяйственной части Елена Кузнецова. — Приходится прокладывать путь подручными материалами. Писали в сельскую администрацию, которая несет за это ответственность, но ответа нет. Даже приехать посмотреть не соизволили. Да мы бы уже сами этот злосчастный подъезд благоустроили, но средств на это нет. Нам в этом году на спортинвентарь выделили 20 000 рублей. Нормальный мяч, срок эксплуатации которого около двух лет, стоит в районе 3000 рублей, а их, знаете, сколько надо? У нас на одной тренировке баскетболистов задействовано порядка 12 снарядов. Так что какая тут дорога?..»

5-1К детскому садику «Елочка» нормального подъезда тоже нет. «Каждый год нам дорогу обещают, но, как видите, от слов к действиям не перешли. Мы как-то не выдержали и засыпали дорогу гравием сами, а то вообще невозможно было: ребятишки по грязи шлепали. Естественно, за свой счет все делали, — рассказывает руководитель дошкольного учреждения. — Говорят, что когда придомовые территории будут благоустраивать, тогда и нам подъезд сделают. Но когда это будет?»

Дом-призрак. Институтский переулок

5-3Обнаружили мы его практически случайно. Сначала подумали, что здание нежилое, но, заметив развешанное на балконе белье, решили пообщаться с жильцами. Когда зашли в подъезд, в нос ударил затхлый, гнилостный запах, сверху посыпалась штукатурка. «Мы уже привыкли. Я здесь больше 30 лет живу, успела заработать астму. У нас все кашляют: старики, молодежь, дети, — рассказывает Нина Николаевна. — Дом старый, да и вообще изначально не предназначенный для проживания стольких людей. Канализация не выдерживает, и периодически все отходы стекаются под фундамент. Проще говоря, дышать приходится фекалиями. Ребятишек многие стараются увезти подальше, вот и у меня сын вместе с женой и внуком переехали к теще. Ютятся теперь там чуть ли не в бане. Все лучше, чем здесь».

«Самое грустное, что здание не только никто не ремонтирует, но и нам не дают. В период дождей крыша непременно протекает, у нас в коридоре и в квартирах стоят тазики, куда собирается вода. Раньше забирались наверх прикрывали дыры, кто полиэтиленом, кто досками, а теперь нам запретили это делать. Закрыли вход, — возмущаются жильцы. — Дом этот не пригоден для жизни. А ведь к нам еще и еще народ подселяют. Недавно отправили сюда погорельцев — мать и троих детей. Выделили комнату в девять квадратных метров. Называется «сел в спальне — встал на кухне». Ребятишки у нее тоже кашлять стали, пришлось снимать жилье (за свои деньги!) и срочно переезжать».

5-2А ведь, по словам жителей, из федерального бюджета уже дважды выделялись средства — на капитальный ремонт и расселение. «Знаете, как они нас «капиталили»? Фасад побелили, и то полдома! — Нина Николаевна показывает на стену с торца здания, где четко видна граница побелки. — Сколько я ходила, жаловалась в администрацию. Без толку, только кричат и угрожают».

С ЖКХ у жителей тоже проблемы. Тарифы на услуги и содержание выше, чем в благоустроенной квартире в центре города. За 23 кв. м Юлия Абдухалилова платит около 4000 рублей. И попробуй просрочить платеж!

«К моей сестре уже неоднократно приезжали бугаи, которые представлялись приставами. Но какие государственные служащие будут предлагать сесть в машину и «поехать разобраться»? — возмущается девушка. — Неоднократно приходили письма с откровенными угрозами, без печати и подписи. Мы уже не знаем как быть».

Еще один интересный факт: если верить публичной кадастровой карте Новосибирской области, то дома № 2 по улице Институтский переулок просто не существует. Жители не могут прописать там своих близких, не могут обменять или продать жилплощадь.

За всю историю дома капитальный ремонт, по словам жителей, в нем не проводился. Крыша течет, пол, стены и балки, на которых все держится, давно сгнили. В любой момент здание может сложиться как карточный домик. Не так давно жилье признали ветхим, и теперь местные власти обещают людям расселение. Правда, произойдет это не раньше 2016–2018 гг. Но простоит ли дом так долго?

Светлана Скобелева