Увидеть будущее

Все чаще и чаще на глаза попадается информация о том, как удобно быть пользователем портала госуслуг вообще и владельцем личного кабинета застрахованного лица в частности. Вот и начальник управления Пенсионного фонда РФ в Новосибирском районе Нина Родичева в одном из разговоров с воодушевлением рассказывала об этом («НР» № 12 от 30.03.2016). «А почему бы и нет?» — подумала я и решила на собственном опыте проверить, что это такое.

Шаг первый: регистрация

Для того чтобы открыть личный кабинет на официальном сайте пенсионного фонда, нужно зарегистрироваться на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru). Сделать это можно самостоятельно. Для этого нужно ввести в форме регистрации фамилию, имя, номер телефона или адрес электронной почты. Кроме этого понадобится номер СНИЛС (пенсионного свидетельства). Однако для того, чтобы начать пользоваться полным спектром услуг, которые предоставляет портал, нужно подтвердить свою личность одним визитом в многофункциональный центр. С жителями Новосибирского района работают три МФЦ: в Краснообске, Кольцово и Новосибирске на ул. Зыряновской, 63.

Но подтвердить свою учетную запись на портале госуслуг можно в любом МФЦ, независимо от места жительства.

Я отправилась в МФЦ на ул. Зыряновская. На всю процедуру у меня ушло 10 минут, причем львиную долю этого времени занял поиск входа в здание и подъем на нужный этаж. Получив номер электронной очереди, я сразу же направилась к специалисту, над столом которого загорелись нужные цифры. За пару-тройку минут, взяв у меня паспорт, девушка подтвердила мою личность, о чем мне тут же пришло СМС-уведомление. Визит в МФЦ нужен именно затем, чтобы никто, кроме вас, не мог иметь доступ к вашим персональным данным. К слову, всю процедуру регистрации от начала до конца можно пройти и с помощью сотрудника центра, для этого только нужно взять с собой, кроме паспорта, пенсионное свидетельство (СНИЛС).

Шаг второй: изучаем возможности

Итак, сначала посмотрим, что нам предлагает портал госуслуг в целом. Категории услуг разбиты на несколько групп по темам («Семья и дети», «Паспорта, регистрации, визы», «Транспорт и вождение», «Налоги и финансы» и т. д.) и по органам власти («МВД», «Пенсионный фонд», «Федеральная миграционная служба» и др.). Перейдя в группу, можно выбрать услугу, которая необходима в данный момент. Например, во вкладке «Министерство здравоохранения» доступны «Запись к врачу» и «Информация об оказанных медицинских услугах», а в разделе «Пенсия, пособия и льготы» можно во вкладке «Установление пенсии» подать или отозвать заявление об установлении пенсии и совершить некоторые другие действия, например подать заявление о выдаче сертификата на материнский капитал и распоряжения им, а также получить извещение о состоянии лицевого счета в ПФР. Меня заинтересовал последний пункт, и я решила узнать, на какую пенсию я могу рассчитывать по состоянию на сегодняшний день.

Шаг третий: работаем с личным кабинетом

Зарегистрировавшись на портале гос-услуг, каждый его пользователь становится обладателем личного кабинета застрахованного лица. Там можно воспользоваться услугами, которые предоставляет Пенсионный фонд РФ. Что же это за услуги? Любой хозяин личного кабинета имеет доступ к сведениям о состоянии своего лицевого счета в системе ПФ, может подать в электронном виде заявление о назначении пенсии, изменить способ доставки пенсии (например, получать не на почте, а на счет в кредитном учреждении), получить информацию о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора соцуслуг.

Мне очень захотелось узнать, что же там за годы работы у меня накопилось на пенсионном счете. Захожу во вкладку «Получение данных…», нажимаю активную ссылку «Сделайте запрос» и через несколько секунд уже вижу, что извещение готово. Его можно переслать по электронной почте или сохранить тут же, в личном кабинете.

Шаг четвертый: изучаем выписку

Какую же информацию можно получить из выписки о сведениях лицевого счета застрахованного лица? Во-первых, там отражено количество пенсионных коэффициентов, которые заработаны ко времени получения выписки. Во-вторых, выписка содержит сведения о сумме взносов, поступивших на накопительную часть пенсии (в том случае, если человек выбрал для себя ее формирование из двух источников — страховой и накопительной). В-третьих, в выписке можно увидеть всех своих работодателей и то, как добросовестно они платили налоги за сотрудника. (Эх, подпортил мне пенсионную историю один из них своей черной зарплатой… Хорошо, что недолго с ним пришлось общаться.) Если количество предприятий, которые значатся в вашей трудовой книжке, не совпадает с записями в лицевом счете, нужно найти документы, подтверждающие, что вы работали в это время в этом месте и подать их в пенсионный фонд, тогда это тоже будет учитываться при начислении.

Шаг пятый: моделируем будущее

В личном кабинете застрахованному лицу предоставляется еще одна интересная функция: пенсионный калькулятор. С его помощью можно посчитать, на какой размер пенсии можно рассчитывать при различных вариантах отчислений (с накопительной частью или без нее; учитывая уход за ребенком или нет; при обращении за страховой пенсией сразу после того, как на нее возникнет право или через какое-то время и т. д.). Это позволяет тем, кому до пенсионного возраста еще далеко, уже сейчас подумать над тем, как можно скорректировать свои действия и обеспечить больший доход в старости.

Шаг шестой: активно пользуемся

Погрузившись в изучение выписки, за этим увлекательным занятием я чуть было не упустила возможность обратить внимание на другие возможности, которые предоставляет личный кабинет застрахованного лица и портал госуслуг. К ним относятся направление обращения в ПФР с выбором варианта ответа (в письменном виде или в электронном), запись на личный прием к специалисту на удобное для пользователя время и заказ необходимых документов и справок. К слову, запись на прием, заказ справок, направление обращения через ЛК ЗЛ на сайте ПФР возможны и без регистрации и подтверждения учетной записи. Согласитесь, это очень удобно и помогает сэкономить время и нервы. Так что занесу-ка я портал госуслуг в закладки и начну им активно пользоваться.

Ирина Полевая