Рождество Христово

Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. Празднованию Рождества Христова предшествует 40-дневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова все христиане были очищены молитвою и покаянием.

В рождественский сочельник совершается особая служба, Навечерие Рождества Христова, с чтением царских часов, на которых вспоминаются пророчества и события, относящиеся к празднику. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.

В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. Святые отцы в своих писаниях именуют Рождество началом и основанием для прочих праздников. В самый день праздника Рождества верующие разговляются, поздравляют друг друга и дарят подарки в знак любви.

Празднование Рождества длится не один день. В IV веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.

После утверждения православия на Руси праздник Рождества Христова и последующие за ним святочные дни стали любимейшими днями для детей и взрослых. Святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, — ходят везде Христославы. Святки всегда были и остаются по сей день общенародным праздником, осознаются как особое, святое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца Христа и творить дела милосердия.