Жизнь до и после реализации

 Дорожная тематика была преобладающей во время рабочей поездки главы района Андрея Михайлова в Толмачёвский (п. Красномайский) и Кудряшовский (п. Приобский) сельсоветы.

В состав районной делегации также вошли первый заместитель главы администрации Новосибирского района Татьяна Сергеева,  теперь курирующая и дорожное направление, начальник управления имущественных и земельных отношений Наталья Соколова и начальник управления ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта Андрей Сухонос.

 Давняя проблема

Предметом внимания в Красномайском (где представителей района встретили и.о. главы Толмачёвского сельсовета Василий Сизов и два его заместителя — Сергей Гуляев и Александр Селезнёв) стала давняя проблема. В весеннее половодье и осеннюю распутицу единственной дорожной артерией, связывающей Красномайский с «большой землей», по-прежнему остается технологический проезд по тоннелю под железной дорогой, предназначенный вообще-то для совсем другой цели — пропуска талых и дождевых вод. Мы приехали еще в более-менее благополучный период — вода при проезде не доходила и до радиатора, но всё было уже на грани. Можно только представить, что тут творится в период менее благополучный, когда — настоящий потоп, таков уж рельеф местности. Машины бьются в бетонные стены тоннеля, особенно при въезде-выезде из него. Приходится сельсовету держать тяжелую технику поблизости, чтобы помочь, например, скорой выбраться из тоннеля в случае необходимости. Альтернативный вариант один — грунтовая (накатанная самими автомобилистами) дорога в 4,5 км, идущая по полям и связывающая Красномайский с Новоозёрным, дальше — выход на федеральную трассу. Но и сейчас-то на ней мы не увидели ни одной машины по понятным причинам: проехать просто нельзя, влезешь туда — оттуда уже не выберешься. Разве что спецтехника, предназначенная для бездорожья, пройдет. А уж при половодье и подавно. Нормальную дорогу на месте этой грунтовой грозились сделать уже давно, да всё как-то не получалось: то ли денег не хватало, то ли решимости, то ли чего-то еще. В 2019 году казалось, что уже всё, дорога точно будет. Районные депутаты передали полномочия по ней поселению; были найдены необходимые средства в размере более 30 млн руб. Всё уперлось, по словам Александра Селезнёва, занимавшегося этой дорогой, в проект — в нем государственная экспертиза нашла определенные изъяны. И вот уже 2020 год на исходе, а воз и ныне там. Но дело, как оказалось, не только в госэкспертизе…

И всё-таки два варианта?

В этой связи попытки «расширить альтернативность» решения проблемы выглядели вполне естественно. Еще до приезда главы района Татьяна Сергеева предложила для обсуждения идею отвода вод из тоннеля и со всей низины через каналы или трубы, в результате чего образуется искусственный водоем, но главное — вода уйдет. Возражений было несколько. Во-первых, это зона ответственности железной дороги, а договориться с ней, как показал опыт в Барышево (где проводили газовую трубу через прокол под ж/д), ох как нелегко, на это уйдут месяцы, если не годы. Во-вторых, проект может обойтись едва ли не дороже строительства вышеупомянутой объездной дороги. А в-третьих, нет никакой гарантии, что образовавшийся водоем сам не выйдет из берегов и, таким образом, не усугубит ситуацию. Тема, однако, не возникла спонтанно — судя по всему, она обсуждалась и ранее. Поскольку глава района, подъехав, начал именно с этого: разве нельзя как-то «поймать» эти водные потоки в опасный период, с тем чтобы перенаправить их в другое место? В результате было решено пригласить специалистов для детального обследования рельефа местности и рассмотрения всех возможных рисков для принятия в дальнейшем (при оправданности самой идеи и её не слишком большой затратности) оптимальных технологических решений.

В любом случае надо хотя бы как-то продержаться до лета 2021 года, когда, при внесении соответствующих корректировок в проект и его одобрении, возможно будет приступить к строительству дороги, пусть и не с асфальтовым, но с надежным щебеночным покрытием. Тут, однако, не всё далеко так безоблачно, как хотелось бы. Есть камень преткновения. По мнению Андрея Михайлова, это не доведенная до конца сельсоветом работа с восемью владельцами земельных участков, по которым пройдет дорога. Пока явное несогласие пропустить через свои владения межпоселенческую дорогу (лишь за большие деньги) выражает один из собственников. А вдруг и другие, увидев, что проект реализуется, захотят получить свои «отступные», естественно, немаленькие? «Проблема очень серьезная, — говорит по этому поводу глава района. — Люди постараются заработать, а может, и готовятся заработать». Во сколько тогда выльется строительство дороги?! В общем, владельцев надо собирать, серьезно обсуждать этот вопрос, договариваться с ними, чтобы не получилось потом каких-то неожиданностей, резюмировал Андрей Михайлов. Кроме того, между местным самоуправлением и районной администрацией в лице управления имущественных и земельных отношений должен быть в обязательном порядке налажен постоянный контакт. В создавшейся ситуации делать ставку исключительно на какой-то один вариант решения проблемы было бы, наверное, не совсем оправданно. Да и сама дорога начинается в том месте, которое разбушевавшаяся водная стихия вполне может захватить… Словом, «ловить» воду и перенаправлять её, возможно, придется и при реализации дорожного проекта. О технологическом проезде через тоннель «забыть», может, и удастся, а о дорожных участках в непосредственной близости к нему — скорей всего, нет.

Подрядчики и дороги

В п. Приобский мы стали свидетелями того, как были реализованы два проекта — по государственной и муниципальной программам. Но в первом случае это получилось, по сути, оформление въезда с дороги на парковочные места при строящемся магазине. Муниципальный тротуар вдоль дороги при этом подрядчики, оформляя въезд, «забыли» или, попросту говоря, «снесли», реализовали какой-то «свой» проект, а не тот, который нужен поселку. Глава района констатировал факт: «Деньги были выделены, они освоены, они перечислены подрядчику, а объекта — тротуара и ограждения к нему — нет. Вопрос: «Почему?». Ответ представителя подрядной организации, что «если мы восстановим тротуар, то не введем здание магазина в эксплуатацию, наши парковочные места исчезнут» и что был «согласован» якобы «новый проект», ни в коей мере не удовлетворил ни Андрея Михайлова, ни Наталью Дорофееву, главу Кудряшовского поселения. Андрей Геннадьевич, выслушав приведенные «аргументы», продолжил: «Был тротуар? Был. Чтобы восстановить его, у вас есть три дня. Восстанавливайте. Это деньги бюджетные, и я не собираюсь отвечать за те противоправные действия, которые сделаны. Кто вам согласовывал-не согласовывал новый проект — не суть важно. Восстановите тротуар — тогда будем разбираться с парковкой… В противном случае будем судиться!». Прозвучало как окончательный вердикт. На мелких деталях заострять внимание тут вряд ли стоит.

«Никогда тут такого не было»

Реализация второго — муниципального — проекта (огороженные тротуары по обеим сторонам дороги) подобной реакции не вызвала, поскольку он был «тем самым», а не «своим». Разве что в одном месте, в самом начале тротуара, сосну «объехали» (с чем, кажется, все внутренне согласились — мощное красивое дерево), а в другом — электрический столб. Тот встал прямо посередине дорожки. Маме с коляской, к примеру, пройти будет проблематично. Столб перенесут, некоторые другие недочеты исправят. Но вот другую задачу — чистки этих тротуаров с ограждением зимой — решить будет посложнее.

Ситуацию со своей стороны прокомментировала Наталья Дорофеева: «Что касается магазина, то тут история долгая, теперь они (подрядчики) просят у нас разрешения на использование земельного участка. Пока не восстановят тротуар — никакого разрешения не получат. Что же касается этого подряда (по тротуарам), то кого-то винить сложно, начиная от проектировщиков. Старались контролировать ситуацию. Андрей Геннадьевич практически каждый день сюда приезжал, но проблема осталась. С одной стороны, вроде бы хорошо: «безопасность делаем» для ребятишек, а с другой — проблема чистки: дорожки узкие, техника не поможет, придется искать дополнительные средства, искать людей, чтобы чистить тротуары вручную…».

Люди, впрочем, довольны. «Никогда тут такого не было», — время от времени слышатся со стороны прохожих реплики, подобные этой. А дети бредут по дороге. Всё как всегда. Жизнь в Приобском идет своим чередом…

Юрий Малютин, фото автора