«Прокачать» компетенции

Районный обучающий проект для включенных в кадровый резерв педагогов «Молодые лидеры образования 2021—2022» вышел на завершающий этап. С 6 по 8 января прошла уже третья, предпоследняя, сессия. На ней разбирались непростые вопросы: принятие управленческих решений, контроль за исполнением поручений и другие. Также участники впервые представили друг другу свои проекты, которые в дальнейшем будут реализовывать в образовательных организациях.

Третья сессия была выездной, участники собрались в гостинице «Приморье» (Морской сельсовет). Такой формат позволил педагогам на три дня полностью погрузиться в процесс обучения, максимально эффективно использовать время. К тому же тренинг с проживанием – уникальная возможность для сплочения группы, хотя, как отмечают и сами участники, и организаторы, за время работы в проекте они очень сдружились, стали настоящим коллективом.

Анастасия Мардиян, директор Ленинской школы № 6:

– У нас совместный проект с директором Жеребцовской школы № 39 Ариной Дид. Он называется «Агрос». Его суть – возрождение школьных огородов. В Ленинской школе участок был давно, здесь выращивали самые разные культуры, но постепенно земля истощалась, урожай стал совсем скудный, поэтому огород забросили. Я часто встречаюсь с родителями учеников, из бесед с ними стало понятно, что многие сегодня уже ничего не выращивают на своих участках, соответственно и дети не приучены к такой деятельности, у них нет навыков огородничества. Отсюда парадокс – мы становимся городской школой в сельской местности. Вот и пришла идея возрождения школьных огородов, на которых ребята будут проходить летнюю практику, выращивать овощи. Планируем начать уже этой весной и посадить картофель. Я встречалась с Владимиром Ивановичем Лутовым, руководителем местного предприятия СХА «Сады Сибири», мы обсудили, какие лучше закупить удобрения, чтобы они были максимально безопасными для человека, какие выбрать сорта. С ребятами все это обсуждается на уроках биологии. Тут надо отметить, что у нас с Ариной Дид разные подходы к проекту: в 39-ой школе планируют выращивать рассаду и продавать ее на школьных ярмарках, мы же все-таки решили остановиться на картофеле, в дальнейшем, возможно, включим морковь и свеклу.

Немного хочется сказать о проекте «Молодые лидеры образования» в целом. С нами работает потрясающая команда профессионалов, которые по-настоящему болеют за свое дело. После первого же дня занятий я для себя сделала вывод, что, если бы владела даже теми знаниями, которые успела получить, мой первый педсовет в качестве директора прошел бы совершенно в другом ключе, был бы более эффективным. Эксперты буквально изменили мое отношение ко многих вещам. Используемые методики эффективны на 101%. Эксперты – практики по сути, они сами прошли весь этот путь, от этого им еще больше доверяешь. Так что мы – счастливчики!

«Молодые лидеры образования 2021—2022» – совместный проект районного Управления образования и Учебного центра Новых социальных технологий, который реализуется при финансовой поддержке районной администрации. В нем участвуют директора школ, учителя самых разных предметных областей, педагоги-психологи, воспитатели, которые вошли в кадровый резерв муниципальных образовательных организаций. Стартовал проект в августе 2021 года, тогда прошла первая сессия. Обучение продолжилось во время осенних каникул. Между сессиями участники выполняли промежуточные задания. С 6 по 8 января прошла третья сессия. Обучение завершится в марте текущего года.

Артур Кухар, педагог-психолог, учитель Новолуговской школы № 57:

– Я работаю над проектом «Семейный клуб Unity». Моя идея в воспитании детей и крепких семей. В центре внимания не только ребенок, его взаимоотношения с родителями, но и отношения между супругами, другими членами семьи. Сегодня люди неохотно идут к психологу, неохотно делятся какими-то личными проблемами, а ведь специалист во многом мог бы помочь в создании здоровой психологической атмосферы в семье. Основные направления деятельности семейного клуба – психологическая помощь семьям; ориентирование родителей на общение внутри семьи; работы по организации совместной деятельности родителей и детей; предоставление возможности общения и обмена опытом; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи; гармонизация семейных отношений.

Общие впечатления от проекта «Молодые лидеры» самые замечательные. Эксперты полностью включены в процесс обучения, заинтересованы в том, чтобы мы, участники, взяли максимум. Полученная информация настолько интересна и полезна, что ею хочется делиться с коллегами, с кем работаешь. Сегодняшние реалии далеки от позитивных, в основе рабочих коллективов зачастую лежат не самые эффективные модели отношений, от этого – дискомфорт и нежелание трудиться. Нет идеала и не хватает хороших примеров. Но это не значит, что к ним не надо стремиться.

– Финальным этапом проекта станет защита участниками перед руководителями образовательных организаций и представителями районного управления образования своих проектов, над которыми они работали в течение всего обучения, – пояснила заместитель руководителя Управления образования Ирина Харитонова. – В дальнейшем эти проекты будут воплощены на территории нашего района, в образовательных организациях, в которых работают участники. В основном это школы; только один участник представляет детский сад.

Проекты есть как индивидуальные, так и групповые, которые предполагают реализацию не локально, в пределах одной школы, а в любой образовательной организации района.

Ольга Плаксина, учитель Краснообской школы № 1:

– В групповом проекте «Феникс – возродись из пепла» кроме меня участвуют еще четыре педагога из Мичуринской школы № 123, Приобской школы № 53 и Лицея № 13. Мы затронули тему профессионального выгорания. Она очень актуальна даже для молодых педагогов. Сегодня ритм жизни такой, что человек постоянно находится в стрессе, сильно устает. К тому же прибавились ковидные ограничения, которые сильно повлияли на учебный процесс. Все это приводит к психологическим проблемам педагогов. Мы планируем реализовать свой проект не только в тех школах, где работаем, но и в любой школе района. Первоначально будем встречаться с коллективом образовательной организации, тестировать на уровень эмоционального выгорания и решать, как конкретно выстроить план действий. Работать будем и сами, и приглашать экспертов.

Я рада, что удалось попасть на проект, поработать с такими профессионалами, как наши педагоги. Подается не только теоретический материал, мы все разбираем на практике, проигрываем ситуации. Важен индивидуальный подход экспертов к участникам, они готовы выслушать каждого, принять его точку зрения, помочь разобраться. Могу точно сказать, что проект изменил мой взгляд на некоторые моменты не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. Спасибо Управлению образования за такую программу.

– Темы для проектов участники выбирали довольно разные, и каждая реально интересна и полезна для образовательного учреждения, – рассказал один из экспертов Учебного центра Евгений Скворцов. – К выбору тем участники подошли осмысленно. Проекты касаются взаимодействия с родителями, профориентации школьников, возрождения трудового воспитания, школьных служб примирения, инклюзивного образования, профессионального выгорания педагогов. Очень важно внутреннее взаимодействие, которое выстраивается между участниками, они даже работают над групповыми проектами, это в дальнейшем поможет более эффективному взаимодействию между учреждениями района. Вообще, конечно, какие-то выводы пока делать рано – проект еще не завершен, но даже сами участники отмечают, что получаемая информация изменила их отношение ко многих вещам. Обучение невозможно без изменений – иначе в чем тогда смысл? Нет, сразу поменять мышление нельзя, но мы меняем внутреннее отношение к происходящему, помогаем увидеть какие-то ошибки, выстроить новые подходы не только в управлении, но в целом в образовательном процессе. Ведь с вопросами управления педагог сталкивается, не только находясь на руководящей должности, но и работая со школьниками, родителями.

Константин Ильин, учитель гимназии «Краснообская»:

– Идея проекта «Здоровый учитель – успешный ученик» – привлекать учителей к физическим нагрузкам. Коллеги часто обращались ко мне с просьбой организовать для них занятия, тем более что в нашей школе есть много возможностей. Учителя в течение дня в основном сидят или стоят у доски, для здоровья им просто необходима физическая активность. Мы можем сделать, например, традиционные утренние физкультминутки, договоримся, что учителя приходят минут за 15 до начала уроков, и мы вместе делаем небольшую разминку, это не только поможет поддержать физическую форму, но и зарядит бодростью и позитивом на весь день. Можно продумать еженедельные занятия уже в спортивном и тренажерном залах, можно проработать календарь соревнований, например, по волейболу, баскетболу между кафедрами. Это сразу и здоровый образ жизни, и командообразование. А еще важно научить педагогов проводить занятия с учениками самостоятельно, без учителей физкультуры, чтобы в любой момент, когда они видят, что ребята устали, провели физкультминутку, или где-то на внешкольном мероприятии могли занять учеников.

Участие в «Молодых лидерах» – масса самых позитивных впечатлений. И дело не только в навыках управления, я многое взял для своих личностных отношений. С нами работают толковые педагоги. Восприятию информации помогает нестандартная форма подачи. Реально на многие вещи начинаешь смотреть по-другому, нашел для себя ответы на многие вопросы.

Тренинги третьей сессии начались с разговора о том, что произошло в жизни участников за время последней встречи, причем поделиться надо было как позитивным, так и негативным. В этом было отличие: раньше участники рассказывали только о положительных впечатлениях. По мнению организаторов, такое обсуждение позволяет участникам еще больше сблизиться. Также разбирали правила коммуникации, умение задавать вопросы и делегировать полномочия, обсуждали проблему власти и влияния, учились принимать управленческие решения в сложных ситуациях, выполнять контроль за исполнением поручений. И все это не на скучных лекциях, а в живом диалоге, в ролевых играх. Такой формат позволяет на практике понять, попробовать, проанализировать и сделать свои выводы. Организаторы так и заявили еще в начале проекта: у нас нет единой цели, каждый получит свое, в зависимости от того, с чем пришел, как понял, что принял.

Татьяна Кузина