Чьих рук дело безопасности?

На прошлой неделе состоялась совместная поездка специалистов областного Центра гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и представителя районного управления ГО и ЧС Игоря Колистратова. На местах их встречали специалисты администраций поселений. Цель поездки – проверить спуски к воде в ряде наших сельсоветов.

Специалистов главным образом интересовала установка знаков, запрещающих выезд на лед и проезд в тех местах, где они наиболее вероятны. Нас же интересовало прежде всего то, как мы вообще готовы к несанкционированным выездам потенциальных нарушителей на лед, насколько прочна «полоса препятствий» на съездах, насколько они перекрыты, чтобы воспрепятствовать проникновению автотранспорта на лед.

Подобный инцидент уже имел место в Морском сельсовете. В первых числах января в нескольких километрах от с. Ленинское двое рыбаков, мужчина и женщина, выехали на «мотособаке» (мотобуксировщике) к берегу, каким-то образом обойдя препятствия. Но на льду их техника, к счастью, заглохла – кончился бензин. Почему «к счастью»? Да потому что беги «мотособака» как обычно, последствия могли быть непредсказуемыми: где-то лед потоньше, чем в других местах, где-то вообще полынья. А так не состоявшиеся на сей раз рыбаки смогли с помощью своего приятеля (телефоны у них сели) дозвониться в Единую дежурно-диспетчерскую службу. Наши специалисты тут же связались с Морским сельсоветом, вскоре мобильная группа поселения и спасатели были уже на месте происшествия. С помощью снегохода и троса они эвакуировали мотобуксировщик со льда и на следующий день вернули хозяевам. История закончилась вполне благополучно. Что не помешало ей стать одним из поводов организации совместной поездки в наши «водные» сельсоветы.

– Первой точкой на пути нашей группы был Краснообск, – рассказал корреспонденту нашей газеты Игорь Колистратов. – Ранее, кстати, Краснообск ни разу не проверялся на предмет безопасности на льду. Так как местным самоуправлением отрицалось само наличие водных объектов в поселке. Сейчас подходы изменились. Это отражает реальное положение дел: с территории можно попасть к воде, есть доступ к ней (к реке Обь), пусть это уже и не наше муниципальное образование. Но пользуются-то водоемом наши жители. Вместе с представителем поселковой администрации приехали на место. Представляет оно из себя прибрежную полосу длиной метров в 200 (в летнее время здесь функционирует небольшой пляж) в окружении дачных обществ; неподалеку лодочная станция. Спуск – длиной метров в 50. Знак не был установлен. Однако Галина Кундаль, начальник местного отдела ГО и ЧС, заверила проверяющих, что знак будет установлен в ближайшее время (она его даже привезла с собой) – появились в бюджете средства на эти цели. Выяснилось также, что с населением постоянно проводится работа по безопасности. А раз краснообская администрация стала «показывать» это место, значит, на полном основании его можно включить в реестр, в том числе и для проведения проверочных мероприятий и оказания консультативной помощи. Далее выдвинулись в Морской сельсовет – там порядка трех основных, очень основательных, съездов к Обскому водохранилищу. Работа здесь в свое время была очень хорошо организована – выставлены бетонные блоки, вкопаны металлические столбы, установлены запорные шлагбаумы. Это действительно серьезное препятствие на пути автотранспорта. Сейчас оно просто поддерживается в хорошем состоянии. Один из съездов, кстати, полностью забетонированный, используется в качестве источника наружного водоснабжения для пожарных машин, в том случае, когда в селе возникают перебои с водой. Группа была удовлетворена состоянием проверенных объектов за исключением того, что знаки были установлены на более низкой высоте (1 м 80 см), чем это полагается по правилам (2 м 50 см).

Интересная ситуация произошла в Ярковском сельсовете, где есть озеро Шиловское (район с. Новошилово). Однако опасности в известном смысле оно не представляет. Доступность к воде крайне затруднена самым естественным образом – деревьями (целой чащей), камышовой, кустарниковой растительностью. Человеку-то трудно пробраться через все эти препоны, что сплошь и рядом выше человеческого роста, не то что проехать на машине. Никто, по словам представителя Ярковской администрации, не купается здесь и летом. Тем не менее, водный объект есть на карте, знаки выставляются, поэтому и проверки проводятся.

Побывали проверяющие еще в одном «водном» сельсовете – Боровском. Это по многим свидетельствам – самое массовое, самое популярное место для рыбалки и отдыха в Новосибирском районе. Группа обследовала три спуска, два в Боровом и один в Береговом. В прошлом году был сделан ряд замечаний в ходе очередной проверки, теперь все они устранены. И работа с населением, и оборудование съездов различного рода препятствиями, и установка знаков – всё на уровне, всё работает, всё соответствует принятым нормам. Что от сельсовета зависело, он сделал.

Так высокую готовность ко всем «ледовым неожиданностям» продемонстрировали все обследованные территории. Другое дело, что всю акваторию столь обширного водоема, как Обское водохранилище, перекрыть невозможно, несмотря на работу и областных, и местных инспекторов, и добровольцев. С образованием высокого снежного покрова появилась возможность выехать на лед на снегоходах по необорудованным спускам, как показал случай с «мотособакой» в Морском сельсовете. Работа по безопасности на льду на местах в связи с этим, конечно, будет усилена. Но разве сами люди, нарушающие правила поведения на водоемах в обход всех запрещающих знаков и препятствий, не имеют к собственной безопасности никакого отношения и не несут ни перед кем никакой ответственности? Если бы они хотя бы вполовину думали об этом в том же ключе, как участники нашей поездки, то вопрос о безопасности на льду вообще бы, кажется, не стоял. Такой напрашивается вывод. Так чьих же рук дело безопасности? Кто создает ее на самом деле? Хотелось, чтобы к этому процессу более активно подключились и сами жители, причем из числа приезжих, горожан, основного контингента нарушителей. Только тогда по безопасности на воде будет достигнут результат, близкий к стопроцентному.

Юрий Малютин