«Профессию выбрала случайно, но она стала моей»

Учителями становятся по-разному. Кто-то еще в начальных классах твердо решает пойти в педагоги, для кого-то выбор профессии становится случайным. Но в любой ситуации главное, чтобы учительство стало призванием. Тогда ученики будут радовать результатами, а работа будет только в удовольствие.

Учитель физики лицея № 13 в Краснообске Татьяна Жителева стала педагогом, как сама признается, волей случая. В детстве она мечтала совсем о другой профессии.

Родилась Татьяна Александровна в небольшом городке Конаково тогда еще Калининской области в семье строителей (родители возводили электростанции на Волге). Потом семья переехала в военный городок Семипалатинского полигона, там Татьяна и училась с 1-го по 10-й класс. Особенно давались ей точные дисциплины, очень любила химию, тем более учитель был замечательный, так что именно с этой наукой и хотела связать будущее.

– На новогодних каникулах для школьников организовали туристическую поездку в Москву, – вспоминает Татьяна Александровна. – Там я побывала в институте химического машиностроения, узнала все о поступлении и даже записалась на заочные подготовительные курсы. Я планировала учиться в Москве. Но родители не хотели меня отпускать так далеко: когда я закончила школу, мне не было еще и 17 лет. Тогда выбор пал на Новосибирск. Город большой, развивающийся, при этом довольно близко к дому.

Вот она – первая случайность. Поступление в вуз также не обошлось без случайных историй, которые своей чередой привели девушку в Новосибирский педагогический институт на физико-математический факультет. Совсем другое направление! Нет, физика Татьяне Жителевой тоже нравилась, но не было в школе постоянного учителя, каждый год новый (такое часто бывает в военных городках), поэтому и глубокого понимания этого сложного предмета не было, где-то просто заучивала материал.

– Я всегда рассказываю своим ученикам историю о том, как сдавала в школе экзамен по физике, – говорит Татьяна Александровна. – Мне попался билет про первый закон Ньютона. Я сформулировала закон, привела примеры, а сути-то закона не понимала, и копни учитель поглубже, я бы поплыла. Но со временем понимание пришло, со всем разобралась. Поэтому я всегда говорю ребятам, что не надо бояться трудных предметов, не надо думать: раз не понял сразу, то и не стоит пытаться. Если хочется, то во всем можно разобраться.

На третьем курсе института Татьяна Жителева попала на практику в новосибирскую школу № 7 к учителю математики. Уроки опытного педагога были «живые», учитель все время «держала» класс, расставляла акценты, чтобы обратить внимание на самое важное, не было монотонного монолога, шел постоянный диалог, дети включались в рассуждения, отвечали на вопросы. С таким подходом к ведению урока, сразу сделала для себя заметку Татьяна Александровна, ни у кого не получится просто отсидеться, каждый ученик включается в процесс. И когда пришло время самой вести урок, молодой педагог попыталась повторить методику наставника. И все получилось – ребята воспринимали информацию, активно работали.

Еще один методический прием подарила студенческая практика в деревенской школе в Каргатском районе. В 11-м классе при написании уравнений по теме «Механические колебания» молодой учитель случайно допустила ошибку, один из учеников ее заметил, а это значит, он внимательно слушал и понимал новый материал. Татьяна Александровна сделала для себя вывод: учителю можно намеренно написать или сказать что-то неправильно, чтобы понять, есть ли обратная связь с учениками. А уж если дети находят эти ошибки, то радуются и точно запоминают материал.

После окончания института Татьяна Жителева по распределению попала в профтехучилище № 18 в Первомайском районе, в котором учили будущих строителей, монтажников, отделочников, столяров. Там Татьяна Александровна проработала учителем физики и электротехники девять лет.

– Нагрузка была очень большая, по семь уроков каждый день, – рассказывает Татьяна Александровна. – К тому же там было принято администрацией ПТУ и районного отдела образования часто посещать занятия. Тут не расслабишься, готовишься к каждому уроку очень тщательно. Для становления меня как учителя такой опыт очень помог, до сих пор стараюсь продумывать каждый этап урока.

В лицей № 13 Татьяна Жителева пришла в 1995 году, когда семья переехала в Краснообск. И вот уже 28 лет она преподает детям физику. А с 2011 года работает в специализированных классах, где основные предметы – физика и математика.

– Физика – сложный предмет для большинства ребят, и чтобы он стал для них понятным и любимым, надо все время работать над содержанием, методами и формами урочной и внеурочной работы, – говорит Татьяна Александровна. – Общие знания из школьной программы физики пригодятся любому человеку, уверена в этом. К каждому ребенку нужно найти подход, подобрать путь к пониманию, сделать так, чтобы детям хотелось идти на урок. Когда это получается, результаты не заставляют себя ждать, ученики добиваются серьезных успехов по предмету.

И Татьяне Александровне есть чем гордиться. Ее ученики показывают высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ, а выпускница 2022 года получила максимальные 100 баллов по физике. Десять ребят стали победителями и призерами региональных и всероссийских предметных олимпиад: олимпиада центра «Сириус», Всесибирская открытая олимпиада школьников по физике, «Твой путь в настоящую науку» (НГУ), олимпиада «Будущее Сибири». Свои исследовательские и проектные работы ученики представляют на Международной научной студенческой конференции (второе место за работу по оптике), на конкурсе «Национальное достояние России» (один победитель и два лауреата), на региональном конкурсе «Будущее Сибири: техника и технологии» в НГТУ (шесть лауреатов). Команды лицея трижды выходили в финал Всероссийской олимпиады НТИ, ученики становились победителями (профиль «Финансовые технологии»), призерами (профиль «Электронная инженерия. Умный город»).

И это только самые яркие победы за последние пять лет. Особую гордость испытывает учитель, когда ее ученики выбирают для себя технические специальности. И таких примеров у Татьяны Жителевой тоже много. Ее выпускники учатся на физических и технических факультетах Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы.

– Горжусь успехами каждого ученика, рада, что помогла им добиться достойного результата, научила видеть и понимать чуть больше, – оценивает свой труд педагог. – Конечно, сегодня во многом помогают современные технологии. В лицее довольно хорошая база для проведения опытов и экспериментов. Хорошее оснащение получили мы для центра «Точка роста». Вообще, администрация школы, наш директор Наталья Викторовна Зиновьева стараются сделать все, чтобы педагогам работалось легко, комфортно. Да и весь коллектив у нас замечательный! В лицее вообще всегда была особая творческая атмосфера. Она вдохновляет нас на новые профессиональные победы.

Татьяна Жителева за свои почти 40 лет педагогической деятельности была не раз отмечена почетными грамотами и благодарностями разного уровня. В этом году она вошла в число 25 лучших учителей Новосибирской области с присуждением премии, которую ей должны вручить на торжественном приеме в честь Дня учителя в правительстве региона. И успех учителя, убеждена Татьяна Александровна, это главным образом успехи его учеников.

– Когда смотришь в глаза детей и видишь в них интерес – это делает меня счастливой как педагога, – делится Татьяна Александровна. – На учительскую дорогу меня, можно сказать, привел случай, но, наверное, надо мне было попасть на эту дорогу. Наверное, все же, если перефразировать известную фразу, учителями не рождаются, учителями становятся. Я очень люблю свою профессию и думаю, у меня в ней все складывается. Не представляю сегодня для себя другой судьбы.

Татьяна Кузина, фото из личного архива Татьяны Жителевой