Идти вперед и добиваться цели

Продолжаем рубрику «Сельский староста». Сегодня героиня нашего материала – Нина Маленко из поселка Красномайский Толмачёвского сельсовета. Про таких женщин лучше всего сказал Николай Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

С Ниной Ивановной Маленко мы познакомились летом этого года во время визита замминистра сельского хозяйства региона Андрея Шинделова. В поселке проводили газ. Событие архиважное не только в масштабах района, но и всей области. Андрей Викторович лично приехал посмотреть, как реализуется государственный проект, и поговорить об этом с жителями. Желтый газораспределительный шкаф как раз стоял рядом с домом старосты.

Нина Ивановна вышла из калитки и с присущей открытостью деревенского человека легко вступила в разговор с высокопоставленным чиновником. Рассказала про сельский сход, о том, что люди сначала не верили, что в их деревню на 130 дворов придет голубое топливо. Похвалила подрядчика, поинтересовалась, что будет с теми, кто не подал заявление, не поздно ли еще включиться. Легкий жизнерадостный характер собеседницы заразил всех хорошим настроением. Замминистра с восхищением смотрел на сельскую активистку, которая, как выяснилось, успевает вести хозяйство: держит корову, сажает огород, разводит цветы. «Не удивлюсь, если вы еще и в хоре поете?» – закинул леща чиновник. «Не пою, я танцую!» – весело ответила староста.

Прошло три месяца, прежде чем я снова оказалась в Красномайском. На этот раз специально поехала к старосте. Ориентиром служил уже знакомый газовый накопитель и гараж с веселыми хоккеистами. Рисунок тоже символичный. Вся деревня знает, что внук Нины Ивановны играет в молодежной хоккейной сборной России.

Открываю калитку. Двор и огород тщательно прибраны в преддверии зимы. Во дворе сушится постиранное белье, вдали за сараем виднеются тюки сена. Хозяйка встречает с улыбкой – прическа, легкий макияж, из комнаты доносится приятная музыка, пахнет цветами и праздником. «День рождения был позавчера. Вот сколько букетов надарили», – кивает на вазы. Цветы на столе, на полу, в горшках на этажерке, подоконниках. «Как коровка? Смотрю, сено запасли?» – перевожу разговор на хозяйственную тему. Глаза моей собеседницы тут же погасли. «Нет коровы, продали позавчера вместе с теленком, только бычка оставили». Пойти на столь крайнюю меру вынудила болезнь супруга. Виктор Владимирович, который еще летом был бодр и здоров, вышел из кухни на костылях. Тяжелый перелом бедра – два месяца в гипсе. Какая теперь корова…

На полочке шкафа – семейные фотографии. Бросается в глаза портрет красивого парня в форме «Динамо». «Внук Кирилл, ему восемнадцать. В Москве живет, учится в Пермском колледже олимпийского резерва. С пяти лет в хоккей играет. Начинал здесь, в Чике, в детской команде “Штурм”, а потом его отобрали как лучшего игрока в столичный клуб “Динамо”, – не скрывает гордости бабушка. – Старшая внучка Елизавета – инструктор по фитнесу, тоже в Москве. А еще у меня три правнука в Бердске: Семен – тоже хоккеист, играет в “Кристалле”, Алена – гимнастка, а младшая Сонечка, ей только пять, мечтает о карате».

Поселок Красномайский расположен на границе с Коченёвским районом, рядом со станцией Чик. Свое поэтическое название он обрел в 1976 году. А до этого было Чикское отделение Пашинского совхоза – почтовый ящик № 64, куда отправляли на спецпоселение заключенных.

«Родилась в селе Федосиха Коченёвского района в 1949 году. Отец фронтовик, пришел контуженный, мама была намного моложе его, но после войны женихов не выбирали. Поженились, родилось четверо детей. В 1955 году отца не стало. Мы переехали сюда, в Чикское отделение, – рассказывает Нина Ивановна. – Дали комнату в бараке, рядом жили зэки на поселении, ходили под конвоем на работу и с работы. Но нас не обижали. Здесь я окончила школу – 8 классов. Училась хорошо, могла бы продолжить и дальше. Но мама сказала: “Не потяну вас. Младших поднимать надо. Поступай туда, где кормят”. Выбрала кулинарное училище, окончила с хорошим баллом, могла бы работать поваром 4-го разряда или бригадиром в столовой. Но пошла в аэропорт Толмачёво. Хотелось романтики. Трудилась кладовщиком в багажном отделении, потом на регистрации, заменяла авиадиспетчеров на вышке – командно-диспетчерском пункте. Там приобщилась к общественной работе».

В совхоз Нина Маленко вернулась из-за квартиры. Слово «вернулась» не совсем верное, из Красномайского никуда не уезжала. Вышла замуж, родились дети: Александр и Марина. Когда в поселке начали строить двухквартирники, надо было выбирать: аэропорт или совхоз. «31 декабря я отработала в порту, а 3 января вышла на работу на зерноферму: тогда новогодних каникул не было. Мы переехали в этот дом. Вот так и живем», – довольна староста.

В поселке через несколько домов на этой же улице живет дочь Марина, мама двух замечательных детей-спортсменов Лизы и Кирилла. Она тоже патриот Красномайского. Окончила институт, работает в «Глория джинс» в промышленно-логистическом парке. Это рядом, за линией – крупнейший распределительный центр за Уралом.

«Вначале переживали, когда совхоз развалился. Казалось, конец деревне настал. Народ стал разъезжаться. А теперь, наоборот, к нам потянулись. И все ко мне идут, спрашивают: “Нина Ивановна, вы все знаете, кто продает домик или сдает недорого?” Газ провели – жилье подорожало. Кто-тоземлю покупает, строится. Школа есть, хоть и старая, в ней еще я училась, ФАП есть – молодого фельдшера прислали, клуб “Молодость” у нас замечательный, площадка детская», – перечисляет Нина Ивановна.

Староста – должность общественная, не оплачивается. Но Нина Ивановна не ропщет. Признается, привыкла помогать людям. Знает всех сельчан, детей и стариков, кто чем дышит, у кого какие проблемы. Из сельсовета, когда надо что-то узнать, посоветоваться, первым делом звонят ей. Так же и деревенские. Свет погас, дорогу замело: «Алло, Нина Ивановна!»

Уважают в селе старосту за прямоту – она всегда за справедливость. И начальству может наверх доложить, при встрече в глаза сказать, что думает. Но тактично, по-доброму, без злобы. А еще умеет хранить секреты. Никого не осудит, не обсудит.

С ловкостью спортсмена Нина Ивановна взбирается в кабину уазика. Едем по селу. Староста комментирует: «Водопровод у нас есть, но качество воды не очень, нужна очистка. Улицы Центральная и Школьная в асфальте, остальные грунтовые. Вон там, за околицей, конная ферма. Городские открыли, детей обучают, лошади сколиоз лечат. Здесь новый дом строится. А там продается – смотрите, сколько земли, и всего полтора миллиона просят – вода, и туалет в доме…»

У сельского клуба замечаем компанию молодых людей, притормаживаем. Жанна Жданова и Роман Бектимиров – художественные руководители СКО «Молодость». Сегодня у них совместный проект – с деревенскими детьми рисуют граффити на здании старого зернотока. Узнав цель моего приезда, быстро включаются в диалог.

«Нина Ивановна – человек удивительный, позитивный, активный. Всегда участвует во всех начинаниях: День села, Масленица, День Победы, Первое сентября или Последний звонок… Придет, скажет напутственные слова, накормит кашей и блинчиками с чаем. Знает всех детей, многодетные и неполные семьи. Бесстрашная, решительная. Весной был пал травы – она все бросила, прибежала, вызвала пожарных и не ушла, пока не потушили, – с жаром рассказывает Жанна Жданова. – Много лет Нина Ивановна была и членом избирательной комиссии, всегда приходила с бюллетенем к моей маме, которая самостоятельно не могла пойти на выборы, и в последний путь односельчан провожает. Другой такой старосты поселка, женщины, у которой полный двор хозяйства, огород, усадьба, цветники, я даже не знаю».

«Все так, – согласилась наша героиня, – но только уже не полный двор», – вновь вздохнула она с горечью, но тут же повеселела. «Зато теперь маникюр сделаю, давно мечтала», – взглянув на свои натруженные, но еще изящные руки, говорит староста.

Оптимизма Нине Маленко не занимать. У каждой неприятности есть обратная сторона. Из минуса всегда можно сделать плюс, если правильно поставить черточку. Своих детей, а потом внуков она учила не отступать и добиваться цели. И это у них получается!

Елена Азарова, фото автора