Штаб открыт. Ключи на вахте

Краснообский «Штаб помощи мобилизованным и их семьям» был создан с начала проведения специальной военной операции. Его двери открыты с утра и до позднего вечера. Ежедневно здесь кипит работа. Волонтеры плетут маскировочные сети, вяжут теплые вещи, льют окопные свечи, отправляют гуманитарную помощь на фронт своим землякам.

Руководитель штаба, депутат Новосибирского района Марина Жерздева гостеприимно распахивает двери. Сквозь темный коридор пробираемся в большую комнату. Ощущение почти театральное – из мирной спокойной жизни переносимся в военно-полевую обстановку. Длинные камуфляжные сети, натянутые на станины, словно декорации, погружают в суровую действительность. Где-то там далеко рвутся снаряды, дроны-камикадзе выискивают наши позиции, и вот такие накидки-невидимки спасают жизнь наших ребят.

Работа на станке требует навыка и выносливости. На сети нанизываются «паучки» – маскировочные ленты. Нужно много-много «паучков», чтобы получилось пушистое покрывало. «Паучки» разной масти – черные, зеленые в крапинку, желтые с прожилками, белые, серые. «Все зависит от сезона и местности. Вот сейчас нужны сети цвета грязного снега и жухлой травы. Для хвойного леса – темно-зеленые, для камышовых степей – с палевыми пятнами», – объясняет мастерица. Руки женщины свободны от маникюра. Фаланги пальцев обмотаны скотчем. «Иначе порежешься о шпагат, вначале так и было – до крови. С длинными ногтями тоже неудобно», – поясняет она.

Знакомимся. Ирина Батурина – солдатская мать. Ее сына мобилизовали в сентябре 2022 года. В Краснообске остались жена и двое маленьких детей. «Тяжело было, – признается она. – Тревога, страх, ожидания. Думала, с ума сойду. Отвлекали внуки, работа. А как штаб открылся, стали сюда ездить. Мы с мужем живем на ОбьГЭСе, но к Краснообску прикипели душой. Атмосфера приятная. Никто в душу не лезет. Хочется помолчать – молчи, поговорить – пожалуйста. Главное – дело делаем, помогаем нашим парням». Как доказательство показывает распечатанные на цветном принтере фотографии. Под пестрой камуфляжной сетью надежно укрыта военная техника: «Ребята прислали, благодарят. Дрон пролетел – не заметил. А это спасенные жизни…»

Вместе с Ириной трудится ее супруг Алексей. У него мужская работа резать ткань на ленты. На руках мозоли от ножа и ножниц. «А вы думаете, бабушкам легко? Они тоже скотчем пальцы клеят», – грустно посмеивается волонтер. Но сам признается, что все невзгоды – это мелочи по сравнению с тем, что делают парни на фронте. В голосе чувствуется гордость за сына.

«На сегодняшний день в штабе более 70 человек. Много семей военнослужащих. Это Людмила, мама Олега Байборина, Лариса и Валерия, мама и сестра Никиты Кушнина, Наталия, мама Алексея Дулина. Мы не только плетем сети, но и льем свечи, делаем тактические носилки, собираем гуманитарную помощь», – рассказывает Марина Жерздева.

Собственно, с гуманитарки все и началось. Первые посылки краснообцы собирали для жителей ЛНР и ДНР. Набили целых два КамАЗа – огромный холл Дома ученых превратился в огромный склад. И тогда пришла мысль – выделить отдельное помещение для волонтерского штаба. Место подыскали в бывшем детском саду – без ремонта и особых изысков, главное – тепло, светло, душевно.

Проходим в другую комнату – заготовочный цех. В несколько рядов плотно стоят столы. Волонтеры серебряного возраста ловко орудуют ножницами. Одни женщины режут ткань на полоски, другие вяжут из них «паучков». Негромко переговариваются, не отрывая глаз от работы.

Валентина Бирюкова, член совета ветеранов Краснообска, работает в штабе с июня прошлого года. «Каждый будний день с понедельника по пятницу я здесь, мой график – с трех до восьми часов. Все дела откладываю, бегу сюда. Душа рвется, жалко ребятишек, молодые, у них вся жизнь впереди. Мы и деньги сдаем, и тут помогаем как можем», – поясняет Валентина Ивановна.

Раиса Ивановна Леушева – старожил штаба, работает с первого дня СВО. «Увидела объявление, пришла. Теперь свою жизнь по-другому не представляю, – говорит она. – Чем у телевизора сидеть, так лучше здесь полезное дело делать».

За время работы штаб стал вторым домом для активистов. Волонтеры сдружились. Вместе отмечают праздники, дни рождения. И когда кого-то нет, беспокоятся, не случилось ли чего.

Римме Павловне Алексеевой 83 года. Ясный спокойный взгляд, интеллигентная правильная речь выдает в ней человека незаурядного. «Вся моя жизнь связана с Украиной, и когда все началось, я так переживала – не могла отлипнуть от телевизора, довела себя до инсульта. Еле выкарабкалась. И вот штаб вернул меня к жизни. Холодно ли, скользко, ветер на улице – я бегу сюда! Здесь чувствую себя нужной!» – делится Римма Павловна.

Волонтеры – люди разных профессий. Людмила Михайловна Дробова – учитель с 40-летним стажем. «Все эти годы я рассказывала детям о героях Великой Отечественной войны и не могла предположить, что когда-то придется мне писать письма на фронт, – с горечью произносит педагог. – Сейчас во всех четырех школах Краснообска проводим классные часы, рассказываем о спецоперации. Ребятишки приходят к нам, выступают с концертами, вяжут “паучки”».

В штабе вяжут не только сети, но и коврики для стрельбы, балаклавы, носочки. Волонтер Татьяна Мифтахова принесла несколько связанных крючком текстильных ковриков: «Это наши женщины из сообщества “Мамочки Краснообска” передали, чтобы ребятам на теплом сидеть», – светятся радостью ее глаза.

Большая радость, когда в штаб приходят военнослужащие из зоны СВО. Приходят, чтобы лично поблагодарить земляков за поддержку. Юрий Ертов, заместитель начальника управления по строительству и ЖКХ администрации Краснообска, уже более года служит в легендарном батальоне «Вега». Ушел добровольцем по зову души. Приехав в отпуск, зашел навестить товарищей – волонтерский штаб создавался еще при нем, он стоял у истоков этого большого дела. «Я уже отправил в зону большую посылку с сетями. И еще возьму с собой несколько штук. Очень горжусь своими земляками. Когда идет такая поддержка, то и воевать легче», – дал оценку военный.

Все волонтеры штаба едины в желании работать до Победы.

Елена Азарова, фото автора и штаба р. п. Краснообск