Главный научный конкурс

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». По итогам участия наших школьников Новосибирский район вошел в пятерку лучших муниципалитетов области.

Конкурс проектов «Большие вызовы» объединяет школьников 7–11-х классов и студентов 1–2-го курсов учреждений среднего профессионального образования, увлеченных научной или изобретательской деятельностью. Конкурс проводится по четырнадцати направлениям научной деятельности, отвечающим стратегии научно-технологического развития страны. В этом году идет уже девятый сезон конкурса. Сначала проводят отборочные этапы на уровне региона, затем победителей приглашают на заключительный. Успешно выступившие на всероссийском этапе получают право участвовать в очных образовательных программах на базе центра «Сириус» в Сочи.

В Новосибирской области отборочный тур регионального трека проводился в заочном формате. В нем приняли участие 527 школьников, 35 из них – ученики нашего района. Авторов лучших работ, всего 257 ребят, пригласили на очные защиты. Право представлять свои проекты получили в том числе 18 наших ребят. Новосибирский район стал вторым среди муниципалитетов после Новосибирска по количеству участников финала.

Защиты проходили в центре «Альтаир». Школьники нашего района выступали в десяти направлениях. По итогам финала победителями и призерами стали сразу шесть ребят. Новосибирский район вошел в пятерку лучших муниципалитетов области по результативности участия в региональном треке.

Победителем в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана» стал ученик 9-го специализированного класса Краснообской школы № 1 Егор Коптев. Юный исследователь работает под руководством учителя биологии, канд. биол. наук Лилии Факторович. Егор становится победителем регионального этапа «Больших вызовов» второй год подряд. На конкурс он представил разработанную им модель погружного зонда, используемого в текучих и стоячих пресных водоемах для забора проб воды на разной глубине, грунта, ила с возможностью фото- и видеосъемки.

– Идею для проекта Егор предложил сам, – рассказала Лилия Факторович. – Наше предыдущее исследование было связано с загрязнением водоемов, изучали воздействие выброшенных батареек, окурков и другого мусора на микрофлору пресного водоема. Так что новый проект, можно сказать, стал продолжением. Егор сконструировал и изготовил экспериментальную модель зонда. В основе – пластиковый герметичный контейнер, в нем установлена камера для подводной съемки, пробирки, которые могут забирать пробы в определенном слое, скребок для проб грунта. Свой зонд Егор успешно представил в прошлом году на городском экологическом форуме и на выигранные деньги усовершенствовал модель. И вот очередная победа на главном научном детском конкурсе. Вообще, у Егора потребность в исследовательской работе была всегда, первый свой проект по биологии под моим руководством он сделал еще в пятом классе. При этом круг интересов Егора очень широкий. Вместе с учителем истории нашей школы Ларисой Владимировной Десяк он сделал работу по истории родного края, а под руководством своего отца кандидата ветеринарных наук Вячеслава Юрьевича Коптева подготовил доклад для Балтийского научного форума. К тому же Егор играет в детском театре, занимается английским. В общем, очень увлеченный, талантливый юноша. Сейчас готовится к заключительному этапу «Больших вызовов». Предстоит пройти тестирование и собеседование с экспертами. Надеемся на успех.

Пять наших школьников стали призерами конкурса. В самом конкурентном направлении – «Агропромышленные и биотехнологии», в финале которого выступали 60 ребят, у нас сразу два призера: девятиклассница Дарья Бурлакова и одиннадцатиклассница Василина Котегова. Обе девушки учатся в Краснообской школе № 1 и занимаются на Станции юных натуралистов.

– Дарья и Василина участвуют в проекте нашей лаборатории защиты зерновых и картофеля в рамках выигранного гранта Российского научного фонда, – отметила наставник девушек, педагог СЮН, старший научный сотрудник СФНЦА РАН, канд. с.-х. наук Светлана Бурлакова. – Мы испытываем воздействие на культуры специальных препаратов – регуляторов роста с фунгицидными (противогрибковыми) свойствами. Дарья работает с семенами, а Василина – уже с посевами. Проводим как лабораторные, так и полевые исследования, у нас есть специальные опытные площадки. Дарья занимается второй год, Василина – третий. Начинали с небольших простых тем, сегодня девушки уже хорошо ориентируются в материале, понимают методики работы. На мой взгляд, проект Станции юннатов по привлечению научных сотрудников Центра агробиотехнологий очень перспективный, ребята охотно занимаются исследовательской деятельностью и делают свои первые шаги в науке, пользуясь возможностями наших лабораторий.

Надо отметить, что все три юнната, которые прошли в финал «Больших вызовов», стали призерами конкурса. Это стопроцентный результат. Кроме Дарьи и Василины успешно выступил воспитанник СЮН, ученик 7-го класса лицея № 13 Тимур Горюнов. Он выбрал направление «Экология и изучение изменений климата». Тимур занимается у педагога Станции юннатов Татьяны Поповой. Его работа посвящена поиску теневыносливых растений в местных хвойных лесах, которые можно использовать в городском озеленении для высадки под елями – это поможет закрыть почву, чтобы было меньше пыли, повысить декоративность хвойных насаждений и, что важно, сохранить биоразнообразие от заносимых видов.

В экологическом направлении призером стал и ученик 10-го класса Боровской школы № 84 Святослав Бурдоль. Под руководством учителя химии и биологии Марины Калужской он анализировал зараженность метацекариями трематод (личинками паразита-сосальщика) рыбы язь в Новосибирском водохранилище.

В направлении «Генетика и биомедицина» призовое место завоевал десятиклассник Егор Босулаев из Берёзовской школы № 12. Его работа была посвящена встречаемости некоторых мутантных генов, которые несут определенный внешний признак, у домашних кошек в популяциях станции Шелковичиха и поселка Берёзовка.

– Занимаемся этой темой с весны прошлого года, тогда в школьной программе начался раздел генетики, – пояснила руководитель Егора, директор школы, учитель биологии и химии Наталья Дедюшко. – Самое важное было собрать материал. Сначала сами ходили по домам, рассматривали кошек, делали фотоснимки, затем решили воспользоваться современными технологиями. Создали облачный онлайн-сервис, попросили сельчан, учеников нашей школы пройти по ссылке, ответить на несколько вопросов и загрузить фото своих питомцев. Жители хорошо помогли, удалось собрать большой материал для изучения. Надо отметить, что проводить исследования нашим школьникам позволяет новое оборудование, которое мы получили после открытия центра «Точка роста». Теперь у нас совершенно другие возможности для учебной и внеурочной деятельности естественно-научной направленности. Егор проделал огромную работу по описанию и систематизации материала. И все усилия оправдались. Он уже становился победителем конкурса по химии, теперь призер по биологии. А еще он активно занимается спортом, у него много медалей, активист «Движения первых», в этом году участвует в районном конкурсе «Ученик года». Это наша звездочка!

Поздравляем школьников района и их наставников с серьезными достижениями. И желаем дальнейших успехов.

Татьяна Кузина, фото предоставлены районным управлением образования