Добрая домра

Верхтулинская школа домры хорошо известна в музыкальной образовательной среде Новосибирской области. Детская школа искусств взрастила немало талантливых музыкантов-домристов. И в этом заслуга замечательного педагога Натальи Агальцовой, основоположника школы домры и гитары.

Удивительный инструмент домра. Несмотря на то, что это русский народный инструмент, в России о нем знают мало. Для многих это экзотика. Многие вообще понятия не имеют, что такое домра. Но услышав ее звучание однажды, уже не забудут никогда.

Наталья Агальцова вспоминает, что впервые услышала домру в третьем классе: «К нам пришла преподаватель музыкальной школы с инструментом, похожим на балалайку, и сыграла красивую мелодию. “Дети, кто хочет научиться играть на домре?” – спросила она. Я подняла руку».

Семь лет обучения в музыкальной школе – ДШИ № 18 г. Новосибирска и четыре года в музыкальном колледже им А.Ф. Мурова. В памяти остались имена любимых педагогов – Валентины Михайловны Разводовой и Любови Васильевны Фаломкиной, которые разглядели в девочке талант и приобщили к великому искусству. Молодую выпускницу колледжа распределили в Верх-Тулу. «Там хорошая школа, прекрасный директор и замечательный коллектив», – благословили педагоги. Но для городской девчонки сельская идиллия показалась не самым веселым местом для работы. «Мы вышли с мамой из автобуса, пошли искать ДШИ. Где-то в глуши, в переулке нам показали на здание бывшего детского сада. У меня подкатил ком к горлу – не то, что ожидала увидеть, – признается Наталья Агальцова. – Но меня радушно встретили Николай Павлович Денисов, директор школы, Елена Геннадьевна Боровикова, с которой мы были знакомы по колледжу, она училась всего на курс старше и в то время уже работала в ДШИ, завуч Марина Ивановна Свириденко, которая сразу взяла меня под свою опеку и стала моим концертмейстером. И уже на протяжении 25 лет мы вместе».

В прошлом году верхтулинская ДШИ отметила 35 лет. Это сейчас там крепкая материальная база: хорошие инструменты, оборудованные учебные кабинеты, современные записывающие звуковые устройства. 25 лет назад, когда набирали первый класс по домре, не было ничего: ни инструментов, ни нот, ни детей.

И тогда по примеру своего учителя Наталья Александровна тоже пошла в общеобразовательную школу: «Ребята, кто хочет научиться играть на домре?» – приглашала, «заманивала» учеников. От руки на листочке писала объявления, развешивала в магазинах, на остановках. Потихоньку сформировали класс, нашли инструменты. Рады были старым, списанным в музыкальном колледже – лишь бы играть. Играли по очереди, на уроках. Домашние музыкальные инструменты в ту пору были роскошью, их покупали родители ученикам только в старших классах.

С первого набора из восьми человек до конца выпуска дошла единственная ученица – Анастасия Антипина. Она поступила в Новосибирский областной колледж культуры и искусств (НОККиИ) и сейчас работает в ДК села Красноглинное. Выпускница поддерживает отношения со своими педагогами и гордится, что была первой домристкой Верх-Тулы. Выступления юных музыкантов ДШИ проходили и проходят в детских садах, школе, на сцене Музыкально-эстетического центра. Вначале домра, которую многие воспринимали как балалайку, казалась чем-то необычным – экзотикой. Но постепенно популярность ее выросла. И вскоре родители стали сами приводить в ДШИ детей и просить: «Запишите нас на домру!»

Четверть века – солидный срок. Свой педагогический юбилей Наталья Агальцова встречает в хорошей творческой форме. Сегодня у нее целая плеяда талантливых, подающих надежды учеников, лауреатов и дипломантов региональных и всероссийских музыкальных конкурсов не только по классу домры, но и гитары. Директор ДШИ Елена Боровикова вспоминает, что уговорила коллегу открыть набор на гитару. Наталья Александровна подошла к делу основательно, прошла двухгодичное профессиональное обучение в Новосибирском областном колледже культуры и искусств по классу гитары и только потом стала обучать детей. Гитара, хоть и струнный инструмент, как и домра, но техника исполнения совсем другая.

О своих учениках Наталья Агальцова может говорить бесконечно. Считает, что талантливы все, но успех зависит от трудолюбия, поддержки и заинтересованности родителей. Иногда путь в музыку происходит случайно. Как, например, у Степана Осташко. Мальчик пришел в ДШИ на декоративно-прикладное искусство, любил рисовать. Но когда шел урок по домре, выходил в коридор, прислушивался. Наталья Александровна заметила любопытство мальчика, завела его в класс, поговорила, послушала. А оттуда прямиком к директору: «Надо взять ребенка, талант!» Елена Боровикова недоумевала: ноябрь, набор закончен, теперь только на следующий год. Но все же нашли решение, Степана зачислили. Способный ученик быстро нагнал сверстников, и вскоре в родительском доме зазвучала музыка. «Садитесь! Буду выступать!» – объявлял юный музыкант. Мама, папа, бабушка, дедушка с наслаждением слушали волшебную домру.

Степану 13 лет, он учится в шестом классе ДШИ вместе с Софьей Клюкой, это еще одна талантливая звездочка-гитаристка. Софья и Степа, как одаренные дети, третий год подряд удостаиваются стипендии губернатора Новосибирской области в области культуры и искусства.

Стипендию главы района получают и другие воспитанники Агальцовой: домристы Дмитрий Шерстюк, Виктория Вольман, Еремей Марчинскас. Педагоги отмечают, что «музыкальные» дети, как правило, хорошо учатся в общеобразовательной школе. Они привыкли к большим нагрузкам и умеют распределять время, поэтому в жизни успевают многое.

Пусть не все становятся музыкантами, но успешных хороших людей среди выпускников класса домры немало. Это Виктория Соболёк – врач-неонатолог, работает в Областном перинатальном центре, Лариса Никитина – провизор, Алексей Пушнин – солист народного ансамбля песни и пляски «Верхтулинка», Константин Суменов – работает в управлении железной дороги, Александр Соколов – студент военного института, Александр Вольман – окончил железнодорожный колледж, Анастасия Шевчук, Елена Руднева и другие.

Елена Азарова, фото предоставлено ДШИ с. Верх-Тула