Помним и любим

Проект «Я помню! Я горжусь!», посвященный 70-летию Победы продолжается! До 5 мая, включительно, мы принимаем: очерки, детские эссе о ветеранах и их собственные рассказы, фотографии, документы, письма участников ВОВ. Объем сочинения — не более двух страниц 12-м кеглем. Все материалы можно прислать на почту nsr-news@mail.ru или принести в редакцию газеты (ул. Коммунистическая, 35, офис 310). 

Мой отец Андрей Трофимович Вдовин родился 17 ноября 1909 г. в городе Тамбове. В 1914 году его семья переехала жить в Новосибирскую область, село Сартаково. Ему тогда было пять лет. Практически в это же время и туда переехала семья мамы, которой на тот момент было семь. Там, в Сартаково, прошло детство моих родителей. Там они и поженились.

помним и любим2Фото с проездного билета

Занимались Вдовины пошивом обуви. Шили сапоги, бурки, катали валенки. Жили как все. Работали, растили детей. До войны у родителей нас уже было четверо: сын и три дочки. Вот так, всем семейством, и переехали мы перед самой войной в город Новосибирск.
Призвали отца на войну в 1941 году. Сборный пункт тогда находился на улице Холодильной (Заельцовский район). Отец прошел обучение на бойца-пулеметчика и с тем был отправлен в Ярославль, а затем и в Молотов (ныне Пермь). Потомственный обувщик, он и там занимался пошивом обуви для солдат. Ох, как нужны были тогда солдатам сапоги…
Тяжелые были годы. Советские войска отступали, несли большие потери. Линия фронта перемещалась все дальше вглубь страны. В 1943 году пришлось и нашему отцу вместе с отступающими войсками отходить с боем на восток. Однако бой для него оказался очень коротким. Только два раза отец успел перебежать с пулеметом с одного места на другое под шквальным огнем противника, прежде чем получил пулевое ранение в легкое. Кроме того, осколком ему отсекло пять ребер. Хотя снаряды прошли навылет, ранение было крайне тяжелым. И только крепкое сердце сибиряка помогло отцу выжить.
Чем мог «заткнул» раны и побежал к санчасти, которая вместе с ранеными тоже отступала. Потерял сознание, только когда наконец достиг цели. Очнулся папа на плоту, предназначенном для перевозки раненых. Ту ночь, звездное небо над головой и наступившую после канонады тишину он вспоминал потом всю жизнь…
Дальше тяжелораненых бойцов направили в иркутский госпиталь. Больницы в городах, находившиеся по ходу поезда, были переполнены и больше никого не принимали. Когда состав проходил через Новосибирск, во время остановки те кто мог вышли на перрон. Отец с тоской смотрел в окно на родной город. Надежды, что доедет до Иркутска живым, у него не было: держалась высокая температура, повязки все были пропитаны кровью и гноем.
В это время по перрону проходил дежурный, и отец в отчаянии забарабанил в окно. Мужчина увидел его и подошел. Папа рассказал земляку, что на вокзале должен дежурить его родственник, родной брат жены Михаил Захарович Филатов, и попросил сообщить ему о себе.
Дежурный побежал за маминым братом. Тут же принесли носилки и сняли отца с поезда. Его срочно отвезли в госпиталь — прямиком на операционный стол. Раны очистили, обработали, перевязали. Лечащий врач сказал, что если бы не тот счастливый случай на перроне, папа бы не выжил. Спасибо дяде.
Поправившись, отец вернулся домой и вновь занимался ремонтом и пошивом обуви. В апреле 1944 года родилась я, Надежда Андреевна Вдовина. Вслед за мной у родителей было еще двое детей, которые, к сожалению, умерли еще совсем маленькими. В 1952 году в семье родилась последняя дочь, Наталья. Мы выросли хорошими детьми, всегда помогали родителям и дружили между собой. Так живем и теперь. Спасибо папе и маме.
Отец, конечно, часто болел. Перенес операцию на желудке. Постоянно давало о себе знать ранение, болело легкое. Умер он в 1960 году в возрасте 60 лет. Был награжден орденом Сталина и медалью «За отвагу».

Материал по воспоминаниям Надежды Андреевны Терентьевой (Вдовиной) подготовила библиотекарь Криводановской библиотеки им. А. Кухно Елена Дружбина